«Первый Rolls-Royce появился в России в 1911 году»
Дмитрий Гронский — о приостановке поставок британской маркой
Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Гронский рассказывает об истории автомобильного бренда в стране.
Марка Rolls-Royce ожидаемо оказалась в числе тех автомобильных компаний, которые остановили поставки своей продукции на российский рынок. Для британского автопроизводителя это серьезный шаг. В прошлом году владельцами машин с фигуркой «Духа экстаза» на капоте стали более 300 российских клиентов. Наш рынок по итогам 2021-го оказался для марки крупнейшим в континентальной Европе и третьим в мире.
Первый Rolls-Royce появился в России в 1911 году, его купил Великий князь Михаил Романов, родной брат царя. После революции автомобилями британской марки активно пользовалось советское правительство. Те, кто постарше, помнят, как пионерами их водили на экскурсии в Музей Ленина рядом с Красной площадью, где демонстрировался Rolls-Royce Ильича. Еще один ленинский автомобиль этой марки можно было увидеть в Ленинграде, он стоял под стеклянным колпаком на территории Государева бастиона в Петропавловской крепости. И еще один Rolls-Royce, переделанный в снегоход, хранился в Горках Ленинских.
Что любопытно, автомобили британской марки уже фигурировали в санкционных войнах между Россией и Западом. В 1920-е против СССР вводились самые разные санкции. Формальной причиной для них становились в том числе обвинения в национализации иностранной собственности. Так вот, запчасти для кремлевских «Роллс-Ройсов» шли в Москву всевозможными окольными путями, в том числе через «буржуазную Латвию».
Последние дни в интернете мне попадалось описание схем, по которым в Россию сегодня могут попадать не только запчасти и расходники для машин, чьи поставки прекращены, но и сами автомобили, включая Rolls-Royce. Например, через Казахстан или Армению. Но, во-первых, у таких автопроизводителей есть квоты на каждый регион. А, во-вторых, подобного рода «серый» импорт — это, вероятно, не совсем то, что устроило бы на 100% и уважаемого автопроизводителя, и его российских клиентов.