Прекратить панику
Представители российских компаний — о новой ситуации
«Коммерсантъ Стиль» поговорил с представителями косметической индустрии о том, как они планируют свою дальнейшую работу в условиях ввода санкций и постоянно меняющейся новостной повестки.
Сергей Остриков, основатель первого косметического издательства Ostrikov Beauty Publishing:
Возник огромный риск невыплат производителям и дистрибуторам со стороны торговых сетей, поэтому сейчас оперативно перестраиваются каналы сбыта. Также глобально поменялись маркетинговые стратегии — например, таргетинг в Facebook, Instagram и Youtube уже недоступен в прежнем объеме и функционале. На этих каналах по факту выросло большинство современных российских брендов косметики. Исчезло сырье, которое раньше было широкодоступным, а то, которое не исчезло, сильно подорожало и стало невероятно дорого в доставке.
Основные проблемы со сроками и стоимостью не решатся в ближайшее время. А вопрос фактической возможности хоть когда-нибудь и хоть за сколько-нибудь сейчас решается благодаря проработке новых маршрутов. Ближайшие запуски практически не задерживаются, так как для них почти все закуплено. А вот что и когда будет со следующими — неизвестно. Цены изменятся безусловно. Если кто-то сейчас скажет, что цены не поменяются — у меня возникнет к этому человеку множество вопросов.
Рекомендую купить бытовую химию и косметику как минимум на три месяца вперед. Дефицит будет очевидным.
Константин Шиляев, креативный директор и парфюмер Ярослав Симонов, Fakoshima:
Вся парфюмерия, производимая в России, в том числе наша, полностью зависит от иностранных комплектующих. И, хотя почти все сырьевые компании оказались «вне политики», катастрофический рост цен и сложности с логистикой вынуждают нас сильно ужать свои планы по запуску новых линий и продуктов. У нас также был запущен проект Fakoshima Lab, где мы предоставляем услуги по разработке и созданию парфюмерных продуктов для других брендов, и здесь также пришлось временно отложить, а может, и вовсе закрыть несколько многообещающих проектов. Просто потому, что заказчики должны тратить свои бюджеты на поддержание основной деятельности. В зависимости от ситуации, возможно, эта сфера услуг вообще перестанет существовать. Но есть и одна положительная тенденция: рост интереса к русской парфюмерии. Сейчас будет такой период, когда часть привычных брендов просто исчезнет, а оставшиеся сильно повысят цены. Освободившийся спрос будет искать выход и, возможно, найдет в лице русской ниши. Это позволит развиться тем, кто до этого просто не выдерживал конкуренции.
Еще с середины прошлого года мы начали работать с китайскими производствами и постепенно будем все больше с ними сотрудничать. Но изготовление концентратов, поставки парфюмерного сырья и компонентов неизменно связаны с компаниями в Европе. Мы уже сменили логистическую компанию и заранее ищем новые способы транспортировки в Россию. Предстоят колоссальные трудности с доставкой.
Запуск нового парфюма пришлось перенести на конец марта. Повторный тираж нашего бестселлера Tear You Apart запланирован на конец весны. Вероятно, будет перенос на середину лета. Выход четвертого аромата сместился на осень. Все упирается в закупочные цены для комплектующих, которые выросли в полтора раза меньше чем за две недели (цены у заводов остались прежними в валюте, однако в рублях это теперь совершенно иные деньги). Запуски новых продуктов важны, но еще важнее покупательская способность клиентов.
Большинство магазинов уже подняли цены на нашу продукцию. Вслед за ними с 9 марта мы повысили стоимость на 25%. Рост цен наблюдался уже в начале января, сейчас он изменяется буквально по экспоненте. Стоимость придется поднять как минимум в соответствии с ростом расходов на комплектующие.
Анна Карташова, основатель и креативный директор Annbeauty:
Многое меняется, потому что мир глобально изменился. К сожалению, выяснилось, что не все партнеры готовы разделять бизнес и политическую ситуацию. Очевидно, придется заново выстраивать определенные связи и коммуникации. Фактически наша компания начинает заново работать и настраивать процессы. Все сейчас находятся под большим давлением. Мы стараемся объяснять, что уже введенные санкции не затрагивают нашу сферу и наших сотрудников. Поэтому главная задача — сохранить сложившиеся отношения и по возможности их укрепить в текущей нестабильности.
Логистические цепочки на данный момент одно из самых важных звеньев нашего бизнеса. Уже активно работаем, решаем проблемы и стараемся найти точки соприкосновения. Безусловно, варианты есть, но определенно логистика станет сложнее, дольше и дороже.
Новые запуски обязательно будут — мы следим за ситуацией в ежедневном режиме. Правила постоянно меняются, мы вынуждены подстраиваться. Безусловно, задержки будут, но мы стараемся двигаться в соответствии с нашими планами и работать над тем, чтобы привезти продукты как можно скорее.
Наша ценовая политика уже изменилась, но мы прежде всего стараемся снизить уровень стресса для наших клиентов. Повышение цен неизбежно, и наша первостепенная задача сделать его уровень минимальным. В ближайшие пару месяцев будем пристально следить за ситуацией, и, возможно, придется вновь корректировать ценообразование.
Касательно информации о приостановке продажи косметических продуктов малых и крупных концернов, то я бы рекомендовала не принимать необдуманные решения. Делать запасы всего на годы вперед не имеет смысла. В СМИ ситуация преподносится катастрофической, новости о закрытиях и уходах с рынка, прекращении сотрудничества звучат пугающе. В действительности и глобально косметика не пропадет, она будет всегда. Будут другие марки, будет больше корейских или японских брендов. И российских, безусловно. Если у вас есть любимые продукты определенных брендов, которые на время покинули рынок, то их, конечно, стоит приобрести с запасом на какое-то время. Но драматизировать точно не стоит. Общий совет: не паниковать. Как раз благодаря всеобщей панике и случаются нехватка продуктов и дефицит товаров и, соответственно, происходит хаотичное поднятие цен. В течение месяца, возможно, ситуация стабилизируется и будет возможность проанализировать положение дел более предметно.
Мира Бруман, создательница Tonka Perfumes Moscow:
Работа с европейскими поставщиками — это всегда валютные риски, каждый день мы смотрим, как растет цена на сырье, а с другой стороны, цена на продукт не может меняться бесконечно. Мы начали искать альтернативных поставщиков, но есть позиции, такие, например, как парфюмерные масла или воск, которые мы заменить не можем.
Мы рассматриваем работу через Армению и Казахстан, но думаю, что это скорее временное решение. Каждый день новые вводные, приходится подстраиваться и принимать решения быстро.
Учитывая, что большое количество марок покинули российский рынок, мы просто обязаны предложить альтернативу. По плану у нас был запуск косметической линейки, и наши сроки запуска могут сдвинуться только из-за проблем с логистикой. Еще одна сложность — это невозможность рассчитать себестоимость. Сейчас мы планируем размещать продукцию на контрактном производстве, но пока ни одно предприятие не может сделать расчет опять же из-за импортных ингредиентов, ведь курс евро и доллара ежедневно растет. Не останавливаемся, ищем варианты. Мы расширили свое производство и планируем оказывать услуги сторонним маркам по производству свечей и диффузоров, что, в свою очередь, сократит наши затраты.
Мы подняли цены на 20%, пока планируем держаться в этом диапазоне. Если курс будет расти так же стремительно, как сейчас, то придется повышать их еще. Мы всерьез задумались над выпуском второй, более демократичной линии.