Рано снимать маски

Свердловский губернатор отменил большинство ограничений по COVID-19

В Свердловской области спустя два года после начала пандемии COVID-19 отменили большинство ограничений. Соответствующий указ подписал губернатор Евгений Куйвашев. Исключение составил масочный режим и рекомендации о самоизоляции для пожилых граждан. По словам эксперта, экономика региона спокойно перенесла двухлетние ограничения. Оппозиция рассчитывает, что теперь будет меньше причин для запрета митингов.

По мнению врачей, говорить об окончании пандемии преждевременно.

Фото: Владислав Лоншаков, Коммерсантъ

В марте 2020 года губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев подписал указ №100-УГ «О введении режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)». Два года спустя, 10 марта 2022 года, он принял решение об отмене большинства ограничительных мер. «Сегодня я подписал указ об отмене всех ковидных ограничений, кроме масочного режима. Ситуация с заболеваемостью позволяет нам пойти на такой шаг»,— написал губернатор на своей странице в Instagram.

По данным оперштаба, за минувшие сутки коронавирусом заболели 2 076 жителей Свердловской области, 12 человек скончались. Для сравнения, во вторник 8 марта в области подтвердили более 4,6 тыс. случаев заражения инфекцией. Такое резкое снижение и стало основанием для корректировки «коронавирусного» указа.

«За последние несколько месяцев, даже при высоких показателях заболеваемости, мы не выявляли очагов распространения новой коронавирусной инфекции в Свердловской области. Это говорит о том, что в большинстве предприятий региона налажена система, которая позволяет прерывать цепочки заражения инфекцией»,— заявил «Ъ-Урал» главный санитарный врач Свердловской области Дмитрий Козловских. По его данным, всего с начала пандемии COVID-19 подтвердился у 393 353 жителей Среднего Урала. Более 245,6 тыс. человек выздоровели, 10 393 — скончались.

За прошедшие два года в 100-й указ губернатора вносилось 81 изменение. Вводились жесткие ограничения, вплоть до запрета покидать места проживания.

Полностью прекращалась или существенно ограничивалась работа учреждений общепита и сферы услуг. Запрещались массовые мероприятия или сокращалось количество их участников. Вводились обязательные QR-коды для посещения различных учреждений.

81-е изменение, внесенное в указ вчера, стало ключевым — концертные площадки и другие общественные места могут заполняться полностью, QR-коды теперь не нужны даже для музеев и госучреждений, а социальную дистанцию можно не соблюдать. Обязательным остается масочный режим и рекомендация соблюдать режим самоизоляции для людей старшего возраста и больных хроническими заболеваниями. Кроме того, глава региона написал, что и масочный режим в обозримом будущем может быть отменен.

Директор Института экономики УрО РАН Юлия Лаврикова считает, что экономика Свердловской области прошла ковидный период достаточно спокойно. «Экономика нашей страны базируется на крупных предприятиях. При этом производственные цепочки этих предприятий недлинные и в основном сконцентрированы внутри страны»,— пояснила госпожа Лаврикова. Эксперт полагает, что «на руку» экономике региона и страны в целом сыграло то, что сектор малого и среднего бизнеса не является главным в экономике. «Этот сегмент не превышает 40%, а потому, в отличие от европейских стран, где он достигает 80% экономики, “проседание” сферы услуг не сыграло ключевой роли в экономическом спаде»,— отметила Юлия Лаврикова.

Эксперт не видит значимых оснований для резких изменений в экономике на фоне отмены главой Свердловской области большинства коронавирусных ограничений. «Полагаю, что мы уже настолько адаптировались к “режиму повышенной готовности”, привыкли к сложившейся “новой реальности” с ограничениями и социальной дистанцией, что просто не почувствуем каких-то глобальных изменений»,— сказала госпожа Лаврикова.

Учреждения культуры встретили сообщение об отмене ограничений аплодисментами. По словам директора Уральского государственного театра эстрады Максима Лебедева, в настоящий момент они ожидают разъяснений министерства культуры региона о практике применения новой редакции указа губернатора. «Для любого артиста полный зал — лучшая награда за его работу. Не могу не отметить, что при 75-процентной заполняемости зала билеты на наши постановки и концерты заканчивались за две-три недели до самого события. Теперь, когда можно будет заполнять зал на 100%, появится возможность делиться позитивными эмоциями, которые так необходимы в это непростое время, с еще большим количеством зрителей»,— заявил «Ъ-Урал» господин Лебедев.

С воодушевлением решение губернатора восприняли представители оппозиционных партий. С начала пандемии региональное министерство общественной безопасности отказывало им в проведении митингов и шествий, ссылаясь на 100-й указ губернатора. «В последнее время ограничения использовались для ущемления прав людей на собрания и выражения мнений. Буквально на днях, ссылаясь на пандемию и запрет массовых мероприятий, нам отказали в проведении митинга в защиту лесопарка на Уктусе. Сейчас его актуальность отпала — застройщик отказался от своих планов, но сам факт мотивировки отказа пандемией — был показателен»,— подчеркнул «Ъ-Урал» секретарь свердловского обкома КПРФ Александр Ивачев.

По мнению врачей, говорить об окончании пандемии преждевременно. «Отменять масочный режим еще рано. Нельзя исключать возможности появления новых штаммов. Поэтому необходимо продолжать держать руку на пульсе для того, чтобы адекватно ответить в случае новой вспышки»,— отметил Дмитрий Козловских.

Артем Рябов

Вся лента