Санкции постучали по дереву
Нижегородские лесозаготовщики попросили промышленной и финансовой поддержки
Деревообрабатывающий бизнес представил правительству Нижегородской области ряд антикризисных мер в условиях падения спроса на их продукцию со стороны западных партнеров. В отрасли опасаются остановки импортного оборудования из-за дефицита комплектующих. Бизнес предлагает наладить выпуск аналогов на нижегородских промышленных предприятиях, используя общедоступные технологии, а также снизить арендную плату за участки. Власти согласны с доводами лесозаготовщиков, но снижать арендную плату за участки не готовы. К поддержке отрасли они планируют подключить строительный сектор и переориентировать поставки на альтернативные рынки.
Представители деревообрабатывающей промышленности Нижегородской области предложили правительству региона свой вариант мер поддержки отрасли в условиях антироссийских санкций. На встрече с замгубернатора Андреем Бетиным в четверг они заявили о падении спроса на их продукцию со стороны западных партнеров и проблемах с поставками комплектующих. Генеральный директор Союза лесовладельцев Нижегородской области Игорь Глушко напомнил, что прежние экономические кризисы оборачивались для отрасли заметным падением спроса: «Уже сегодня фанерное производство приказывает долго жить из-за прекращения поставок в европейские страны. В связи с этим падает спрос на сырье для фанеры, а на него приходится около 37% объема заготовки древесины в регионе. Также ожидается падение спроса на другую продукцию. В связи с этим предлагаем снизить размер арендной платы за пользование лесными участками и начислять ее пропорционально объемам произведенной продукции».
Проблема падения спроса усугубляется уходом с российского рынка иностранных поставщиков оборудования: подавляющая его часть (95%) импортная. По словам коллег господина Глушко, зарубежные компании отказываются обслуживать лесопилки, а комплектующих к ним купить невозможно.
«Нам помахали рукой и сказали, что уходят, и даже гарантийное обслуживание не поддерживается. Расходные материалы также перестали быть доступными. Заменить их нечем, даже бензопилы, цепи к ним, расходные материалы у нас в стране не производятся», — жаловались лесорубы господину Бетину.
По их оценке, хороший лесозаготовительный комплекс в среднем стоит около €1 млн, а в некоторых районах области таких комплексов около десяти. Все они могут стать нерабочими без импортных комплектующих. Поэтому деревообработка и мебельщики просят наладить выпуск аналогов на нижегородских промышленных предприятиях, используя общедоступные технологии, вместо того, чтобы надеяться, что «Китай вдруг проработает вопросы логистики и увеличит поставки».
Также они рассчитывают на послабления при постановке на учет купленной с консервации военной техники, которую переделывают под свои нужды на лицензированных предприятиях. Такие грузовики составляют половину автопарка лесозаготовки в Нижегородской области, но зарегистрировать их в ГИБДД, как и приспособленные под лесозаготовку внедорожники, невозможно. Подобная техника не соответствует современным экологическим стандартам: большая ее часть комплектовалась двигателями класса Евро-2, а с 2014 года импорт и производство техники и топлива класса ниже Евро-5 запрещены.
До введения этих ограничений владельцы могли официально зарегистрировать такие машины. Сейчас, когда выпуск отечественных грузовиков для перевозки леса может оказаться под вопросом, государству необходимо пойти на уступки отрасли, уверены лесовладельцы.
Санкции сказались и на производителях бумаги: как сообщил представитель бумкомбината АО «Волга» Андрей Скоков, ограничения препятствуют электронному документообороту в рамках поправок к Лесному кодексу от 4 февраля 2021 года.
«Сейчас против России вводятся санкции, соответственно, блокируются платформы IOS и Android, на базе которых разработано программное обеспечение, позволяющее производить учет древесины», — указал господин Скоков, попросив отсрочить вступление поправок в силу.
Министр лесного хозяйства Нижегородской области Роман Воробьев заверил, что проблема обсуждалась на прошлой неделе в Рослесхозе и предварительно поправки вступят в силу с 1 января 2023 года. «Также предлагается снижение размеров штрафов, увеличение сроков введения данных в систему из-за сложности с информационным обменом и третье — исключение излишней отчетности», — добавил господин Воробьев.
Андрей Бетин в целом поддержал предложения лесозаготовщиков.
«Я полностью согласен, что у нас огромное количество предприятий оборонного комплекса, у которых стоит задача диверсификации производства. Думаю, нет никаких проблем наладить производственную цепочку, которая могла бы заместить потери иностранной продукции в лесной отрасли. На федеральном уровне нужно изучить возможность введения временных мер по экологическому классу машин и определить, какое количество техники с двигателями класса Евро-2 мы можем использовать», — отметил замгубернатора.
Однако он указал, что плату за аренду лесных участков необходимо снижать по мере фактического падения спроса на продукцию предприятий лесопереработки, а пока пробовать переориентировать продукцию на другие рынки.
«Всегда есть стройки, задача правительства РФ — их не останавливать, а новые запустить как можно быстрее. Думаю, это даст нам определенный скачок спроса. Первое, во что мы должны вложиться, — поменять фактического потребителя, финансовые или логистические каналы. В один момент фанеры больше в мире не появится, а потребление в мировой промышленности сохранится», — подытожил господин Бетин.