«Будем максимально гибки»
Воронежские ТРЦ рассчитывают на временное закрытие магазинов зарубежных брендов
Как выяснил «Ъ-Черноземье», владельцы и руководители воронежских торгово-развлекательных центров (ТРЦ) рассчитывают на временное закрытие представляющих западные бренды магазинов и уверяют, что пока в отношениях с этими арендаторами ничего не изменилось. Наибольшее число приостановивших работу компаний находятся в «Галерее Чижова» и сити-парке «Град». Основатель «Града» Евгений Хамин ждет «серьезных потерь» из-за снижения покупательской способности населения. Воронежские власти готовят ряд мер, которые могут помочь ТРЦ. Эксперты отмечают, что многие магазины приостановились из-за нехватки товара и логистических трудностей. По мнению аналитиков, если бренды окончательно уйдут и их быстро не заменят другими, посещаемость ТРЦ может упасть на 20–30%.
В пресс-службе крупнейшего в Воронеже ТРЦ «Галерея Чижова» (основатель — депутат Госдумы Сергей Чижов) «Ъ-Черноземье» рассказали, что «временно» приостановлена деятельность магазинов компании Inditex (владеет брендами Bershka, Massimo Dutti, Oysho, Pull&Bear, Stradivarius, Zara), а также торгующих одеждой Levi’s, Mothercare, Puma, Women’s`secret и косметикой M.A.C., The Body Shop и «Иль де Ботэ». Кроме того, по данным сайта «Галереи Чижова», здесь расположены объявившие о закрытии Adidas, Hugo Boss, Marks & Spencer и Uniqlo.
«Делать выводы относительно того, как повлияют западные санкции на развитие рынка fashion-ритейла, преждевременно. На текущий момент ни с одним из наших арендаторов не стоит вопрос о прекращении сотрудничества»,— заверили в ТРЦ. Там также отметили, что в комплексе широко представлены российские и азиатские бренды. «Мы надеемся, что решения, прорабатываемые на данный момент правительством РФ совместно с Госдумой, удержaт наших партнеров от опрометчивых поступков в этот переходный период»,— добавили в пресс-службе.
В расположенном под Воронежем сити-парке «Град», по данным его сайта, находятся магазины брендов Adidas, Bershka, H&M, Levi’s, Маngo, Pull&Bear, Puma и Zara. По информации сайта ТРЦ «Московский проспект» в Северном микрорайоне города, заявивших о приостановке работы компаний нет. Глава владеющей обоими объектами ГК Хамина девелопер Евгений Хамин рассказал «Ъ-Черноземье», что об уходе брендов речь «пока не идет». «"Освобожденных" площадей пока нет, но, вероятно, будут»,— добавил он.
При этом, отметил господин Хамин, с потенциальными арендаторами переговоры ведутся. Уточнять названия компаний он не стал. По словам девелопера, все взаимоотношения с арендаторами регулируются «договорами аренды и законодательством РФ, в рамках которых мы действовали и будем продолжать действовать». «Конечно, мы по-прежнему будем максимально конструктивны, гибки, чего ждем и от арендаторов»,— заявил он, но уточнил, что при сложившейся экономике переговоры могут быть весьма жесткими.
Евгений Хамин считает, что заполнить нишу при уходе брендов «сложнее, чем кажется на первый взгляд»: «Нужна эффективная межправительственная работа и параллельная межпредпринимательская деятельность — это глобальная перестройка рынка, от новых партнеров и связей до товародвижения». В частности, отметил девелопер со ссылкой на международные консалтинговые компании, перспектива развития отношений с китайцами возможна, если руководства двух стран решат активно развивать сотрудничество в сфере ритейла. «Местные производства отшивают одежду под стандарты китайцев, под их анатомические особенности, и перестроиться под наш рынок — это годы работы»,— пояснил господин Хамин.
По его словам, выйти на российский рынок китайские бренды могут «в лучшем случае» за два-три года, если «власти будут лететь сломя голову, а бизнес еще быстрее». Девелопер напомнил, что есть также турецкие бренды, которые могут зайти в ТРЦ быстрее, чем китайцы.
В любом случае девелопер ожидает «очень серьезных» потерь. «Из-за введенных ограничений на фоне текущей ситуации роста курса и цен, нарушения логистических цепочек не только приостанавливается деятельность международных арендаторов, но и принципиально меняется потребительское поведение, резко снижается покупательская способность и, соответственно, товарооборот арендаторов ТЦ. Это серьезно корректирует их и наши финансовые планы»,— рассказал Евгений Хамин.
По данным сайта ТРЦ «Максимир» (входит в ГК «Мегион» Бориса Нестерова), из уже заявивших о приостановке работы магазинов присутствуют Adidas и Puma. Представитель «Максимира» рассказал «Ъ-Черноземье», что в сравнении с другими крупными ТРЦ у них «меньше всего западных партнеров», воздержавшись от других комментариев.
Из информации на сайте ТРК «Арена» следует, что там занимают площади H&M и Levi’s. В ТК «Армада» объявивших о закрытии брендов нет. В управляющем обоими объектами ООО «Талай» не ответили на вопросы «Ъ-Черноземье».
Руководитель регионального департамента предпринимательства и торговли Сергей Корчевников сообщил «Ъ-Черноземье», что власти прорабатывают меры поддержки бизнеса, в том числе и для владельцев ТРЦ: «Пока решения еще не приняты, есть много предложений, которые предстоит согласовать и доработать в ближайшее время. Среди них и послабления по земельному налогу и налогу на имущество, это может помочь торговым объектам».
Господин Корчевников заверил, что на рынке труда пока сложностей нет. По его словам, практически все сотрудники закрывшихся объектов пока получают зарплату. Воронежский бизнес-омбудсмен Павел Ковалев уверен, что у брендов есть желание вернуться: «Терять наш рынок они не хотят».
Региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева отметила, что пока речь идет о приостановке работы ритейлеров: «Иностранные компании занимают выжидательную позицию». По ее словам, приостановка связана в том числе с нехваткой продукции и логистическими трудностями.
«В целом пандемия привела к тому, что многие бренды испытывали сложности с поставкой товаров в магазины. Теперь процесс стал еще сложнее, поэтому многие приостановили работу, в частности, в связи с ограниченным количеством продукции. Из всего числа компаний, объявивших о временном закрытии, только небольшая часть делает это с полными складами»,— пояснила госпожа Хакбердиева. Она подчеркнула, что организации, у которых бесперебойные поставки и поставщики из России, «продолжают работать без ограничений».
Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал полагает, что, если приостановившийся ритейл не заменят другие бренды, посещаемость ТЦ может упасть на 20–30% и повторить показатели пандемийного 2020 года. Впрочем, уверен эксперт, новые магазины при уходе старых заполнят торговые пространства «в течение полугода максимум»: «Запрос на аренду торговых площадей останется достаточно высоким, если цены на аренду останутся оптимальными. Торговым центрам будет невыгодно сильно занижать платежи за аренду, вместо этого лучше удерживать среднюю планку стоимости, чтобы избежать постоянного оттока и притока брендов, желающих арендовать площадь на долгое время».
По мнению господина Сигала, при оперативной замене брендов ТРЦ могут уйти в небольшой минус или вовсе сохранить прибыль.