Выборы доработали системно
Госдума приняла во втором чтении поправки к избирательному законодательству
Госдума в четверг одобрила во втором чтении законопроект, который первоначально регулировал лишь порядок дистанционного электронного голосования (ДЭГ), но в процессе доработки был дополнен нормами, затрагивающими избирательную систему в целом. В частности, документ устанавливает новый запрет на участие в выборах лиц, осужденных за экстремистские преступления, уточняет обязанности кандидатов-иноагентов и ликвидирует институт членов участковых избиркомов с правом совещательного голоса. Последнее нововведение вызвало бурное неприятие у коммунистов, которые, впрочем, оказались единственными противниками обновленного законопроекта.
Законопроект о ДЭГ, внесенный единороссами Дмитрием Вяткиным и Дмитрием Ламейкиным, Дума приняла в первом чтении 26 января. Они предложили включить в рамочный закон о гарантиях избирательных прав граждан новую статью, посвященную онлайн-голосованию. Ко второму чтению в проекте появилась поправка о невозможности переголосования: эта опция по инициативе столичных властей осенью 2021 года применялась на выборах в Госдуму в Москве, но против ее использования выступала председатель Центризбиркома Элла Памфилова.
Кроме того, ко второму чтению профильный комитет Думы по госстроительству одобрил еще более десятка поправок, не связанных с ДЭГ. В частности, они вводят запрет для граждан, осужденных за совершение преступлений экстремистской направленности по статьям главы 29 Уголовного кодекса (преступления против основ конституционного строя и безопасности государства), избираться на любых выборах в течение пяти лет после погашения судимости. Также уточняются правила участия в выборах кандидатов-иноагентов и аффилированных с ними лиц (для их учета Минюст создаст специальный реестр), разрешается укрупнение избирательных участков (сейчас один участок должен охватывать не более 3 тыс. избирателей), а членов избиркомов с правом совещательного голоса предлагается оставить только в Центризбиркоме и региональных комиссиях, а в территориальных (ТИК) и участковых избиркомах заменить наблюдателями.
Последняя поправка вызвала негодование у коммунистов.
«Речь идет фактически о ликвидации самого эффективного механизма контроля за голосованием или института членов комиссии с правом совещательного голоса,— заявил депутат от КПРФ Алексей Куринный.— И никакая замена наблюдателем не повлияет. Второй момент: член комиссии с правом совещательного голоса — это человек, который обладал правом знакомиться со списками избирателей, и благодаря их работе выявлялись сотни случаев нарушений и фальсификаций, возбуждались уголовные дела». Дмитрий Вяткин, однако, с такой оценкой исторической роли членов комиссии с правом совещательного голоса не согласился: «Так сложилась практика, что на участках они выполняют функцию наблюдения. Мы просто-напросто приводим все к жизненным реалиям».
Другой представитель КПРФ Денис Парфенов раскритиковал поправку, согласно которой партии должны предъявлять избиркомам документы, касающиеся подготовки и проведения мероприятий, посвященных выдвижению кандидатов: по мнению коммуниста, это является «вмешательством в деятельность политических партий». Господин Вяткин на это возразил, что поправка «позволит избежать зачастую необоснованных претензий со стороны политических партий, которые так или иначе не могут сами разобраться внутри себя, кто там кого выдвигает, какое мероприятие проводит, легитимно оно либо нелегитимно».
Депутаты от КПРФ предложили и ряд своих поправок к законопроекту, но все они были отклонены.
Так, Сергей Обухов предложил, чтобы протоколы ДЭГ были у каждой участковой комиссии. Дмитрий Вяткин в ответ напомнил, что сейчас процесс онлайн-голосования не предполагает разбития по участкам, «а предложенная схема удлинит подсчет голосов».
Юрий Синельщиков напомнил, что КПРФ в принципе против ДЭГ, но коммунисты понимают, «что решение в пользу такого голосования, скорее всего, будет принято». Он предложил проводить ДЭГ до основного дня голосования, поскольку в системе могут быть сбои, и в этом случае избиратели смогут позже проголосовать на участке. Господин Вяткин и с этой идеей не согласился: «Это попытка свести ДЭГ к досрочному голосованию, более того, с опубликованием итогов ДЭГ до начала единого дня голосования, что совершенно недопустимо».
Денис Парфенов (КПРФ) напомнил о случаях принуждения граждан работодателями к онлайн-голосованию. Чтобы такого избежать, он предложил подкреплять заявление избирателя о желании принять участие в ДЭГ усиленной квалифицированной электронной подписью. Дмитрий Вяткин парировал, что это сделает невозможным участие в ДЭГ для тех, кто такой подписи не имеет, а верификации избирателя на портале «Госуслуги» вполне достаточно. Тогда господин Парфенов предложил заверять электронными подписями бюллетени, но единоросс счел, что это будет нарушением тайны голосования. А идею коммуниста вынести вопрос об использовании ДЭГ на референдум господин Вяткин отверг, поскольку этот вопрос «не входит в перечень вопросов, которые могут рассматриваться на референдуме».
Наконец, Алексей Куринный предложил использовать ДЭГ только в чрезвычайных обстоятельствах, когда объективные причины мешают избирателю прибыть на участок. Но у Дмитрия Вяткина и на это нашелся ответ: «Необоснованное сужение применения ДЭГ несет больше вреда, чем пользы».
В итоге за принятие законопроекта во втором чтении проголосовал 341 депутат, 81 высказался против. Третье чтение пройдет 11 марта.