Российское небо теряет связь с перевозчиками
К каким последствиям приведет отказ зарубежных компаний от полетов
Зарубежные авиакомпании отменяют рейсы в Россию и из нее. Казахстанская Air Astana объяснила решение тем, что у нее закончилась страховка на полеты над территорией страны. Пассажирам пообещали вернуть деньги за билеты в полном объеме. На какой срок отменились рейсы, не сообщается. В турецкой Pegasus Airlines заявили, что приостанавливают полеты в Россию и обратно с 13 по 27 марта «в связи с операционными рисками в условиях введения санкций против России».
Какие еще перевозчики отказались летать в страну, а какие, наоборот, нарастили количество рейсов? Подробности — в справке “Ъ FM”:
В турецкой Pegasus Airlines отметили, что пассажиры, которые купили билеты на рейсы из Москвы, Санкт-Петербурга, Минеральных Вод, Грозного, Махачкалы, Краснодара и обратно с 13 по 27 марта, могут обменять билеты на другую дату или полностью вернуть деньги.
10 марта Ассоциация туроператоров России сообщила, что еще одна турецкая компания — Turkish Airlines — ограничила продажу билетов россиянам в третьи страны из-за блокировки российских карт с системами Visa и Mastercard. Однако сам перевозчик эти сообщения опроверг.
Несколько дней назад полеты в Россию и из нее отменили Azerbaijan Airlines и Buta Airways. Такое решение они объяснили введенными санкциями и отсутствием полноценного страхования при выполнении международных полетов. В конце февраля полеты через российское воздушное пространство приостановила швейцарская Swiss International Air Lines, немецкая Lufthansa и нидерландская KLM.
В рамках санкций против РФ США, Канада, Великобритания, страны Евросоюза и другие государства закрыли свое воздушное пространство для российских самолетов. В качестве ответной меры Москва запретила самолетам из 36 стран летать над своей территорией без специального разрешения.
Сейчас рейсы из российской столицы за границу выполняют компании Turkish Airlines, Etihad Airways, Qatar Airways, Air Serbia, El Al, Emirates Airline, Flydubai и перевозчики Узбекистана, Таджикистана, Ирана, Армении и Казахстана. Компания Red Wings заявила, что поставит на рейсы Москва—Стамбул стоместные самолеты Sukhoi Superjet 100. Эти борты застрахованы российскими компаниями.
Казахстанский перевозчик SCAT на фоне массового отказа от полетов в Россию, напротив, решил увеличить количество рейсов в страну, чтобы предоставить пассажирам бесперебойное воздушное сообщение между Казахстаном и Россией. По маршрутам Нур-Султан—Москва будут летать по семь рейсов в неделю вместо двух. То же самое касается рейсов из Алматы в Москву и обратно.
Сейчас россияне могут без виз въехать, например, в Армению, Грузию, Казахстан, Узбекистан, Грузию, Арабские Эмираты, Турцию и некоторые другие страны. Судя по ценам на билеты, Тбилиси — одно из самых популярных направлений. По данным Aviasales, улететь туда 14 марта из Москвы можно минимум за 66 тыс. руб. с тремя пересадками. Билет в одну сторону с одной пересадкой в Ереване обойдется в 90 тыс. руб. на человека.
В целом есть и более доступные направления, отмечает представитель Aviasales Светлана Лихачева: «Из безвизовых направлений самые доступные для россиян сейчас — это Казахстан, куда все еще летают российские авиакомпании, и авиабилеты туда, по наши данным, стоят от 20 тыс. руб. с пересадками. Также Армения, куда можно улететь прямым рейсом от 36 тыс. руб. в одну сторону. За такую же цену можно улететь в Турцию».
Добраться сейчас можно и до Европы. Например, туристические визы россиянам с разными условиями сейчас выдают Австрия, Испания, Италия, Великобритания, Венгрия, Греция и некоторые другие страны. Но дешево туда долететь не получится, рассказал управляющий директор сайта по поиску авиабилетов Biletix.ru Александр Мишин:
«Добраться до Европы можно через международные хабы. Сейчас для нас, наверное, самый удобный — это стамбульский, там работают несколько аэропортов, откуда уже можно добраться до европейских локаций. Также можно долететь до Белграда, Сербии, у нас есть прямое авиационное сообщение с этой страной. Единственное, что сейчас найти билеты, наверное, будет сложно, или же они будут стоить намного дороже.
Также можно доехать до Европы через наземное сообщение из Санкт-Петербурга до Хельсинки на поезде, а оттуда уже, соответственно, в любую точку Европы. Что касается других возможных хабов, наверное, это Дубай, из доступных еще можно рассмотреть Доху.
В марте в Белград билет на прямой рейс стоит в районе 60-70 тыс. руб. Что касается перелетов в Стамбул, то здесь порядок цен примерно такой же. Например, на 12 марта билеты начинаются от 60 тыс. руб. Туда сейчас ажиотажный спрос».
Российские компании тем временем отмечают, что запаса их прочности хватит на несколько месяцев. В «Уральских авиалиниях» заявили, что смогут работать без приостановки полетов и разбора самолетов на детали до конца весны. Российские авиакомпании используют больше 1,3 тыс. самолетов, из них более 700 зарегистрированы в иностранных реестрах, сказали в Минтрансе. Решение о выкупе зарубежной техники пока не принято. Одновременно ведомство разработало меры для нивелирования последствий санкций.
Если лизингодатель расторгает договор с авиакомпанией, решение о досрочном возврате воздушного судна должна одобрить правительственная комиссия по импортозамещению. Если такого решения нет, перевозчик может использовать авиатехнику и платить лизингодателю в рублях. Еще в проекте постановления правительства предлагается до сентября приостановить плановые и неплановые проверки авиаперевозчиков, сократить сроки регистрации самолетов и допустить больше организаций к техобслуживанию лайнеров. Сертификаты летной годности власти намерены продлевать на шесть месяцев.