«Широко оповестить население»
Что власть рекомендовала народу — фотофакт
95 лет назад, в 1927 году, началась пропагандистская кампания, в ходе которой даже на обложках популярных изданий использовалось изображение целующихся женщин, что удивляло советских людей тогда и неоднозначно воспринимается теперь. Но цель агитации, казалось бы, вполне оправдывала выбор подобного средства. А вот ее широкие масштабы привели к неожиданному результату.
Из очерка народного комиссара здравоохранения РСФСР Н. А. Семашко в журнале «Огонек», 20 февраля 1927 года.
Волна эпидемии испанки из-за границы как будто уже докатилась до нас; по крайней мере, в Москве уже появились первые заболевании гриппом.
Насколько высока волна эпидемии, двигающаяся на нас, в точности сказать трудно; заграничные сведения крайне противоречивы и порой явно преувеличены. Газетные сведения, сообщающие о катастрофическом распространении болезни, резко противоречат официальным бюллетеням, дающим понятие об умеренном развитии эпидемии… Очевидно, в действительности имеет место среднее между казенным благополучием официальных бюллетеней и газетной сенсацией.
Это, конечно, ни в малейшей мере не умаляет той опасности, перед лицом которой мы находимся: эпидемия гриппа может во многих отношениях нарушить нашу жизнь: массовые заболевания могут расстроить хозяйство, нарушить работу школ, транспорта и т. д. Вот почему нужно широко оповестить население о грозящей опасности…
Легкий грипп обыкновенно протекает доброкачественно, но осложнения (главным образом воспаление легких) бывают опасны и часто смертельны (Яков Михайлович Свердлов умер именно от этого осложнения при гриппе). Иногда гриппозное состояние бывает настолько тяжелым, что болезнь смешивают даже с тифом…
Из статьи народного комиссара здравоохранения РСФСР Н. А. Семашко в газете «Известия», 22 февраля 1927 года.
…Перед эпидемией гриппа так же, как и перед любой эпидемией, надо помнить населению, что сопротивляемость организма внедрению заразы (иммунитет) и способность организма победить проникшую уже заразу — самое главное в борьбе с эпидемией. Меры личной гигиены, клонящиеся к усилению «крепости» (организма) против проникновения «врага» (заразы), имеют большое значение при каждой эпидемии, сохраняют полностью это значение и при эпидемии гриппа…
Конечно, желательно было бы необходимые гигиенические меры соблюдать всегда, а не только под угрозой эпидемии. И нужно приложить все усилия, чтобы гигиенические навыки, которые привьются в результате противогриппозной кампании, вошли в быт населения, чтобы кампания против гриппа закрепила наши дальнейшие позиции по пути оздоровления населения Советского Союза.
Из публикации Н. Егорова «О гриппе» в газете «Правда», 24 февраля 1927 года.
Вопросам гриппа было посвящено специальное заседание общества социальной и экспериментальной гигиены, особо интересное тем, что волнующая всех болезнь была освещена с разных точек зрения…
Эпидемиолог д-р И. А. Добрейцер дал картину движения гриппа, который имеет две формы — эндемическую (постоянно существующий) и эпидемическую (дающий периодические вспышки)… За время эпидемии 1918−19 гг. во всем мире умерло от гриппа до 20.000.000 человек.
Текущая эпидемия является, по-видимому, второй волной прошлогодней эпидемии, когда по СССР было зарегистрировано более 2 млн. заболеваний.
Начавшийся в декабре на Западе грипп протекает в общем легко и за последнее время дает тенденцию к понижению. В СССР, кроме Москвы и Ленинграда, грипп нигде не дал роста. Большой рост зарегистрированных заболеваний в Москве может быть объяснен и тем, что население, взбудораженное поднятым вокруг гриппа шумом, обращается часто за врачебной помощью и в легких случаях, значительно чаще, чем обычно. Смертность от гриппа весьма низкая…