Соцсетям подобрали статью
Meta Platforms могут признать экстремистской организацией
Генпрокуратура РФ требует признать Meta (Facebook, Instagram, WhatsApp) экстремистской организацией в ответ на новую политику компании, которая теперь разрешает публиковать призывы к насилию в отношении властей и военных РФ. Следственный комитет (СКР) начал по этому поводу расследование. В случае признания Meta запрещенной организацией пользователи ее платформ не будут приравнены к экстремистам, полагают эксперты. Но рекламные кампании на ресурсах Meta могут оказаться чреваты штрафами и уголовной ответственностью.
Следственный комитет России возбудил уголовное дело в связи с незаконными действиями сотрудников Meta Platforms Inc. (контролирует Facebook, Instagram, мессенджер WhatsApp и др.), которые заключаются в «призывах к убийствам и насилию в отношении граждан РФ». Генпрокуратура уже потребовала через суд признать Meta экстремистской организацией и запретить ее в стране, сообщение об этом опубликовано на сайте ведомства. В Роскомнадзоре сообщили, что в связи с требованиями Генпрокуратуры сеть Instagram вслед за Facebook (заблокирован в России 4 марта) будет недоступна пользователям. Представители Meta не ответили «Ъ».
Действия правоохранительных и надзорных органов вызваны тем, что Meta решила не пресекать на своих площадках публикацию призывов к насилию в отношении российских военных и власти. Об этом 11 марта сообщил Reuters со ссылкой на внутреннюю переписку в IT-компании. «Мы временно разрешили формы политического самовыражения, которые обычно бы считались нарушением наших правил,— например, жестокие высказывания… мы по-прежнему не позволяем призывы к насилию против российских гражданских лиц»,— уточнил в Twitter пресс-секретарь Meta Энди Стоун.
Согласно данным Statista на ноябрь 2021 года, аудитория Facebook в России оценивается в 8,9 млн пользователей. Instagram — 61 млн пользователей, а WhatsApp — 74,19 млн пользователей.
Сенатор Андрей Клишас уточнил, что экстремистами не будут считаться владельцы аккаунтов в соцсетях Meta, а также те, кто продолжает общение на платформах компании, несмотря на блокировки. Партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов подтверждает, что факт наличия аккаунта в соцсети не содержит состава уголовного преступления.
«Что касается оплаты размещения рекламы в Meta, оценка таких действий будет зависеть от того, когда они были совершены. Если до признания организации экстремистской, то никаких санкций не будет. Если же после, то возникают серьезные риски квалификации таких действий как финансирование экстремистской организации: в соответствии со статьей 282.3 УК РФ, предоставление или сбор средств, предназначенных для финансирования экстремистской организации может наказываться как штрафами в размере от 300 до 700 тыс. руб., так и принудительными работами на срок от года до четырех лет, и даже лишением свободы на срок от трех до восьми лет»,— поясняет господин Горбунов.
Платным продвижением в соцсетях занимались не только представители малого и среднего бизнеса, но и крупные компании, и даже госкорпорации.
Например, по данным портала госзакупок, ГК «Ростех» 14 января заказала продвижение своих официальных аккаунтов и сайта в соцсетях на 191 млн руб. После объявлений Генпрокуратуры и Следственного комитета аккаунты в сетях начали удалять ведомства и государственные деятели: с площадок Meta официально ушли, например, МВД, Следственный комитет, департамент транспорта Москвы, мэр столицы Сергей Собянин, ряд губернаторов регионов.
Также товары, услуги и бренды продвигаются в соцсетях через блогеров. Пока неясно, сколько рекламодателей продолжат сотрудничать с блогерами в Instagram, отмечает директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров (АППСИМ) Владимир Зыков. По его словам, те, кто не развивал аккаунты в других соцсетях, рискуют потерять все вложения в производство контента, рекламу и продвижение: «Чтобы создать блог с более чем 1 млн подписчиков, надо потратить не менее 1 млн руб. А там тратились миллионы и миллионы рублей». Блогерам, по его словам, стоит уже в течение недели перестроить стратегию и направить подписчиков на другие платформы — например, в Telegram или во «ВКонтакте».
Рекламный рынок первое время будет находиться в состоянии шока от блокировки Instagram, и накопленный актив не сразу восстановится в аккаунтах в других соцсетях, считает управляющий директор «TWIGA Россия» Сергей Оганджанян. По его мнению, многим дизайнерам, копирайтерам и таргетологам теперь придется «уйти с фриланса и сфокусироваться на развитии внутри компаний». В то же время, полагает господин Оганджанян, переходя на другие платформы прямо сейчас, российские бренды смогут «охватить первую лояльную аудиторию и получить хороший возврат маркетинговых инвестиций».