Авиабилеты пошли по «Миру»
Чем придется расплачиваться за вылет из России
Россиянам становится все сложнее вылететь за рубеж даже на сохранившихся рейсах. Оплатить билеты онлайн очень сложно, система «Мир», даже если ее карты принимают, работает далеко не всегда. В билетных и туристических агентствах сообщают, что иностранные перевозчики отклоняют и их платежи из-за разницы в курсах валют и банковских сбоев. На этом фоне российские авиакомпании активно наращивают перевозки в доступные им страны. Но летать они могут только небольшим парком, зарегистрированным в РФ.
Как выяснил “Ъ”, российские пользователи испытывают проблемы с оплатой билетов за границу иностранных перевозчиков. Visa и MasterCard прекратили обслуживание российских карт с 10 марта. Внутри страны карты работают, но на сайтах иностранных авиакомпаний ими расплатиться нельзя. Большинство международных перевозчиков, летающих в РФ, предлагают воспользоваться китайской UnionPay (подробнее см. “Ъ” от 11 марта) или японской JCB. Но последняя тоже уже прекратила работать в РФ, а карт UnionPay очень мало.
Российскими картами «Мир» можно заплатить только за билеты по направлениям, где работает эта система (12 стран, среди которых Турция, Вьетнам, Армения, Белоруссия, Кипр и ОАЭ), сообщили “Ъ” источники в двух перевозчиках.
Но система не привязана к сайтам авиакомпаний, что делает невозможной прямую покупку без агентств. Причем и у них платежи проходят далеко не всегда.
Если российский пассажир захочет приобрести билеты за границей в стране присутствия «Мир», из-за сбоев в системе он тоже вряд ли сможет расплатиться, говорят собеседники “Ъ”, рекомендуя наличный расчет в валюте.
Как сообщили “Ъ” на горячей линии Qatar Airways, билет на 17 марта в Доху (Катар) экономклассом за 283,5 тыс. руб. из Шереметьево «есть шанс, что получится оплатить с помощью "Мир"». «Очень тяжело сказать, состоится ли покупка. Но если платеж не пройдет — деньги вернутся на счет»,— сообщил оператор. Он добавил, что в российском аэропорту в случае приобретения дополнительного багажа следует платить наличными. На горячей линии заверили, что за границей у клиента не будет проблем с перелетом из других стран, если пассажир сможет оплатить билет: «У перевозчика нет собственных ограничений на продажи билетов россиянам, они могут вводиться только властями других стран». В представительстве авиакомпании не ответили “Ъ”.
По телефонам Emirates в Москве сообщили, что оплаты картой «Мир» пройдут при покупке билета, например, на 17 марта из Домодедово в Дубай (от 135 тыс. руб.). Однако заплатить в Дубае за перелет, скажем, на Пхукет (Таиланд) россиянин при помощи «Мир» уже не сможет, только наличными, UnionPay или иностранными картами.
Источники “Ъ” в туротрасли также говорят о проблемах при попытке купить билеты в ближнее зарубежье.
В частности, 11 марта турагентам не удалось оформить билеты Aircompany Armenia из Шереметьево в Ереван на 18 марта (258,7 тыс. руб.). В компании “Ъ” не ответили. Билеты из Москвы в Стамбул через Ташкент на 18 марта (171,8 тыс. руб.) на сайте Uzbekistan Airways можно начать бронировать только при выборе расчета в сумах.
C проблемами столкнулись и агентства по продаже билетов. Они оформляли билеты через систему взаиморасчетов BSP Russia (Billing and Settlement Plan), которая регулируется международной ассоциацией IATA. «Это условная большая касса, куда российские агенты переводили средства в рублях по установленному курсу»,— объясняет исполнительный директор Союза агентств делового туризма (САД) Павел Васин. BSP получает данные из Sabre или Amadeus, консолидирует средства агентств и после переводит их в авиакомпании. Теперь эта система в ряде авиакомпаний перестала работать, поясняет господин Васин.
Традиционно курс валют устанавливался в системе раз в неделю, с конца февраля пересмотр стал ежедневным. Но расчетный период распределения длится неделю, и на этом этапе начинаются проблемы не только с курсовыми разницами, но и с принимающими банками, уточняет он. Исходно BSP Russia работала через ВТБ, но после попадания банка под санкции агентства—резиденты РФ переводят средства в BSP Russia через Райффайзенбанк. В сервисах Aviasales и OneTwoTrip “Ъ” сообщили, что проблем с поиском билетов их клиенты не испытывают. Как полагает источник еще в одном агрегаторе, где признают наличие проблем, «в ближайшие дни будет бедлам, и это неизбежно».
Собеседник “Ъ” на рынке говорит, что в качестве выхода из ситуации агентства рассматривают возможность выписки билетов на иностранные авиакомпании в зарубежных агентствах.
«Колебания курса рубля, трансакционные задержки как на стороне РФ, так и на стороне западных банков вызывают опасения у авиакомпаний по получению валютной выручки»,— поясняют там отказы перевозчиков других стран от расчетов в BSP.
Чтобы как-то удержать авиасообщение, Росавиация с 9 марта сняла ковидные ограничения на перелеты в восемь стран, включая СНГ и Иран. Они будут выполняться с увеличенной частотой, допустимой межправсоглашениями, сообщил “Ъ” источник в Минтрансе. Как рассказали “Ъ” источники в российских авиакомпаниях, по некоторым направлениям они уже ставят рейсы трижды в день: «Это хорошая загрузка бортов, высокая стоимость билетов и способ как-то компенсировать потери последних недель». Однако перевозчики ограничены в использовании парка: по данным “Ъ”, с 10 марта «решением Росавиации» запрещены полеты за рубеж на самолетах с иностранной регистрацией. В тот же день стало известно, что в российский реестр из иностранных перерегистрированы уже около 180 самолетов. В Росавиации, впрочем, эту цифру опровергали, не уточняя правильную.