Цифровое колдовство
«Яндекс» заключил мировое соглашение с инициаторами дела о «колдунщиках»
Начало года выдалось для российской IT-отрасли резонансным: 19 января суд утвердил мировое соглашение по делу о «колдунщиках» между «Яндексом», ФАС России и членами IT-коалиции, в которую вошли лидеры разных сегментов цифровых рынков: «Авито», ЦИАН, 2ГИС, Tutu, «Дром», IVI, «Профи», «Зун» и выступающая отдельно от коалиции Wildberries. О том, почему такое разрешение спора нестандартно для мировой практики и насколько важным оно оказалось для всего цифрового рынка, “Ъ” рассказали партнеры адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Наталья Коростелева и Евгений Большаков.
За долгое время своего существования «Яндекс» запустил много собственных сервисов, и для продвижения некоторых из них использовал инструмент обогащенных ответов — так называемых колдунщиков. Ссылки на собственные сервисы IT-гигант встраивал в поисковую выдачу более ярко и наглядно: снабжал их разнообразным интерактивом и по собственному усмотрению показывал в поиске в любом месте (но, как правило, вверху поисковой выдачи) независимо от результатов органической выдачи, поскольку обогащенные ответы не подчинялись даже собственным принципам ранжирования «Яндекса».
На практике это выглядело так: когда пользователь вводил любой поисковый запрос, который мог быть удовлетворен на собственных сервисах «Яндекса» (посмотреть кино, купить шины, заказать билеты), поисковик выдавал обогащенный ответ преимущественно в верхней части экрана, и он был призван моментально решить пользовательскую задачу — например, начинался показ конкретного фильма, предлагался запрошенный рейс и так далее.
Такой инструмент был очевидно удобен для пользователей, но в то же время его применение негативно отражалось на конкуренции в долгосрочной перспективе.
Не секрет, что место в поисковой выдаче во многом определяет будущее сервиса. Если ссылка на сервис отсутствует в первых пяти позициях, то его популярность значительно снижается, а если ссылки нет на первой странице поиска — можно сказать, что сервиса в выдаче и вовсе не существует.
Показывая «колдунщиков» в верхней части экрана, «Яндекс» автоматически понижал в поиске ссылки на все прочие сервисы, тем самым перетягивая к «колдунщику» до 40% пользовательского внимания. Если же «колдунщик» появлялся в середине экрана, внимание к нему привлекалось за счет его свойств (смысловой наполненности, интерактива и пр.). Результаты социологических опросов показали, что даже в этом случае на обогащенный ответ приходилось 20–30% кликов пользователей, а на обычные ссылки в том же месте — всего 5–7%.
В результате подобных практик сервисы третьих лиц, не имеющие доступа к обогащенным ответам, регулярно теряли примерно треть своего трафика в поиске «Яндекса» в пользу собственных сервисов IT-гиганта. Это подспорье позволило ему заметно нарастить рыночную долю, а в будущем угрожало монополизации многих цифровых рынков.
В феврале 2021 года Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС) по обращению коалиции IT-сервисов выдала «Яндексу» предупреждение с требованием прекратить эксклюзивное использование обогащенных ответов и предоставить сервисам третьих лиц равные условия доступа к таким механизмам продвижения. Тем самым ФАС обозначила проблему, давно назревшую на рынке.
Мировые регуляторы уже не в первый раз столкнулись с преимущественным продвижением цифровой платформой своих сервисов (существует даже специальный термин «self-preferencing»), но до недавнего времени найти оптимальное решение проблемы не удавалось.
Новое решение старой проблемы
Обычно рассмотрение дела в ФАС завершается выдачей в адрес ответчика решения и предписания. У такого варианта есть несколько минусов.
Во-первых, в предписании регулятор не может максимально детализировать, какие именно действия должна совершить компания-ответчик, что оставляет большой простор для ее самостоятельного усмотрения. По итогу исполнение предписания не приводит к желаемому результату.
Недостатком является и огромный по меркам IT-рынка временной промежуток между моментом, когда ФАС принимает решение, и началом его исполнения. Исполнение предписания приостанавливается на период его судебного обжалования, а продлить рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанций на год и более — задача несложная.
Радикальный вариант — нормативный запрет крупным платформам совмещать виды деятельности, связанные с управлением платформой (например, поиском) и с управлением сервисами, которые на ней продвигаются. На сегодняшний день ни в одном государстве эту меру не довели до логического конца, но соответствующие законопроекты обсуждаются. В любом случае такой путь не мог быть реализован в рамках антимонопольного дела и в обозримые сроки.
Таким образом, в деле ФАС России о «колдунщиках» реализовано эксклюзивное для отечественной практики решение — заключение мирового соглашения в рамках антимонопольного дела. Суть в том, что мировое соглашение завершило рассмотрение дела в антимонопольной службе, а не послужило инструментом урегулирования спора между компаниями и ФАС в рамках судебного обжалования решения.
Прямая речь
Дмитрий Гавриленко, исполнительный директор IT-коалиции:
— Этот кейс очень важен для всей национальной индустрии. Теперь условия, по которым цифровой рынок может конкурировать с национальным чемпионом — «Яндексом», выравнялись. Без справедливой конкуренции у остальной части рынка, а особенно у МСБ (для которых поиск является важнейшим каналом привлечения клиентов), просто не было шансов против монополиста. Сложнее всего было придумать механизм, который позволил бы эффективно помочь восстановлению конкуренции. Мы очень внимательно изучали всю мировую практику, но нигде не нашли подходящего решения. Можно уверенно говорить, что выработанный в нашем кейсе подход является уникальным, и мы точно довольны форматом решения — никто не хотел уходить в судебные обжалования и споры, гораздо важнее было сфокусироваться на выработке эффективного решения. Это было бы невозможно без активного участия ФАС России и конструктивного подхода «Яндекса», за что мы им очень благодарны. Этот кейс — пример того, что консолидированная позиция отрасли — правильный путь для достижения результата. В совместной работе регулятора, коалиции и «Яндекса» был выработан справедливый и эффективный механизм доступа к обогащенным ответам, которым могут пользоваться любые компании. Часть сервисов уже видит положительные эффекты, выраженные в росте трафика.
Дмитрий Иванов, руководитель юридического отдела сервиса поездок и путешествий «Туту.ру»:
— Создавать новое всегда сложно. Важно отметить, что IT-коалиция не стремилась привлечь кого-либо к ответственности, но ставила целью привлечь внимание отрасли и регулятора к проблеме и выработать новые принципы сотрудничества с учетом экономических и правовых интересов всех заинтересованных сторон. И это действительно очень комплексная и непростая задача, как показывает вся мировая практика урегулирования антимонопольных кейсов. Помимо прочего существует объективная сложность выработки своевременных и эффективных юридических решений в интернет-отрасли, где технологии развиваются и меняются стремительно. Заключение мирового соглашения подразумевает прежде всего тот факт, что стороны договорились и конфликт тем самым исчерпывается. И в этом основное преимущество такого варианта исхода данного дела. Альтернативным финалом было бы применение санкций и вполне вероятный последующий долгий юридический спор сторон, что отнюдь не означает реального решения той проблемы для отрасли, о которой мы говорим. Хочется отметить важную роль консультантов IT-коалиции, наших коллег из адвокатского бюро ЕПАМ, которые максимально профессионально и эффективно помогли нам достичь такого соглашения.
По самым скромным оценкам, эта новелла позволила ускорить процесс восстановления интересов рынка минимум на полтора года, поскольку «Яндекс» согласился совершить определенные действия в рамках исполнения предупреждения ФАС.
Примечательна не только скорость, но и эффективность этого механизма урегулирования. «Яндекс» разместил в общем доступе ряд документов: политику, порядок и условия подключения к программе обогащенных ответов, специальные требования для сервисов в каждой из рыночных категорий (авто, билеты, видео и др.), а также порядок аудита и обеспечения непредвзятости поиска. Все эти документы закладывают ряд принципов «сосуществования» сервисов «Яндекса» и третьих лиц в поисковике IT-гиганта, из которых можно выделить три ключевых.
Первый из них — недискриминационный доступ ко всем обогащенным форматам: «Яндекс» предоставляет доступ любым третьим лицам, которые соответствуют понятным и заранее известным требованиям, ко всем способам обогащения наравне со своими сервисами. Это правило становится стандартом на будущее — с течением времени поиск развивается, и если через год «Яндекс» разработает новый механизм продвижения, то сможет использовать его не раньше, чем предоставит аналогичную возможность остальному рынку. Впредь политика цифрового гиганта будет оцениваться с позиции предоставления равных условий для собственных и сторонних бизнесов.
Второй принцип — недопустимость манипулирования результатами поисковой выдачи для преимущественного продвижения собственных сервисов. Обоснованность правил ранжирования является краеугольным камнем работы системы, и этот принцип идет еще дальше, поскольку выходит за рамки доступности обогащенных ответов и в целом говорит о недискриминации в поиске.
Третий принцип запрещает использование данных, полученных в рамках обогащения, для собственных сервисов цифрового гиганта.
В рамках мирового соглашения «Яндекс» утвердил особые правила: они устанавливают принципы партнерской программы обогащения, порядок запуска, приостановления, прекращения обогащения, элементы контроля партнеров за его результатами, а также внешнего аудита. В антимонопольном процессе подобная система реализована впервые.
Важный шаг для цифрового рынка
Новый механизм выполняет несколько важных задач. Во-первых, он исполняет предупреждение ФАС: «Яндекс» прекращает эксклюзивное использование обогащенных ответов, дает равный доступ к ним третьим лицам и убирает дискриминацию в поиске. Кроме того, принятые акты прописаны довольно детально, что явно пойдет рынку на пользу. Во-вторых, он вводит равные условия в поиске для своих и чужих сервисов, а также внешний контроль за добросовестностью их выполнения — и это важный шаг в рамках всего цифрового рынка. ФАС разработала перечень из пяти принципов функционирования цифрового рынка, и кейс по «колдунщикам» послужил основой минимум для двух из них. Принцип открытости предполагает верификацию процессов, происходящих на платформе, а принцип нейтральности — единство отношений к своим и чужим сервисам.
Таким образом, правила, которые были выработаны и воплощены в политиках в рамках дела о «колдунщиках», а также опубликованы в ходе реализации мирового соглашения, заложили новые стандарты цифрового рынка в интересах всех его участников.