Танго над пропастью
Слово редактора
Мало кто из нас предполагал, что ему придется вслух и без тени иронии произносить слова «новая эпоха». Не ожидали этого и юристы — казалось, что за 30 с лишним лет российский юридический рынок набрался сил, повзрослел и теперь-то уж крепко стоит на ногах. Когда писалась эта колонка — а прошедший с тех пор без малого месяц кажется вечностью, она была полна оптимизма: рынок растет, пространство для работы становится шире, клиенты капризничают и хуже обычного оплачивают счета, но потребность в юридических услугах в России по-прежнему велика. Практики благотворительности и передачи наследственных активов уверенно занимали свое место под солнцем, а в области разрешения споров, банкротств, уголовной практики и частного капитала юристы едва успевали за ростом клиентского спроса.
И вот прошло три недели. Все СМИ так или иначе превратились в трибуну для политических выступлений, еще не запрещенные соцсети стали ареной острой полемики о судьбе страны и ее культуры. А юристы, молча и с достоинством, смотрят, как российский правовой рынок входит в новую и беспрецедентно сложную эпоху. Работавшие в России международные юридические и консалтинговые компании долгие годы вносили свой вклад в формирование правовой культуры нашей страны, а многие из них стали социальным лифтом для ярких и талантливых юристов. Практически все эти компании покинули российский рынок за несколько дней. Вот их список, который пополняется с каждым часом: Norton Rose Fulbright, Ashurst, Kennedys, Magnusson, Mannheimer Swartling, Freshfields Bruckhaus Deringer, Linklaters, KPMG, PwC, Cleary Gottlieb Steen & Hamilton, Deloitte, EY, Latham & Watkins, Morgan Lewis & Bockius, Squire Patton Boggs, Eversheds Sutherland, Herbert Smith Freehills, Skadden, Arps, Slate, Meagher & Flom, Gowling WLG, Akin Gump Strauss Hauer & Feld, Allen & Overy, Clifford Chance, Baker Botts, Winston & Strawn, White & Case, Hogan Lovells, Debevoise & Plimpton, Dechert, DLA Piper, Baker McKenzie и другие.
Команда московского офиса Bryan Cave Leighton Paisner (BCLP), о закрытии которого было объявлено на днях, намеревается продолжить работу в качестве самостоятельной юридической фирмы — вне структуры BCLP, но без Андрея Гольцблата, чья дальнейшая практика будет проходить в лондонском офисе BCLP. Международная юридическая фирма Dentons приняла решение о том, что ее офисы в Москве и Санкт-Петербурге выйдут из состава глобальной группы и продолжат работать в России в независимом статусе.
Часть ушедших международных фирм принимала участие в исследовании «Лидеры рынка юридических услуг» по версии ИД «Коммерсантъ» за 2022 год. Из чувства глубокого уважения и во многом для исторической памяти все участники рейтинга сохраняют свои позиции во всех номинациях.
Что до российских юридических фирм, вдруг выяснилось, что на спокойные времена и вечный профессиональный успех никто не давал гарантий. И что слова «турбулентный период» означают именно то, что они означают, а именно турбулентный период. С одной стороны, понимание невозможности воссоздать рынок в прежнем объеме может обессиливать, но с другой — это время возможностей. Тех, какие есть.
Все игроки, которые остались на рушащемся рынке, могут сформировать новый, если объединят все лучшее, что международные компании создавали на нем последние 30 лет, с коммерческим подходом, высокой выживаемостью, находчивостью и умением работать в режиме неопределенности, которым русские славятся как никто другой. Многие компании сегодня имеют возможность сделать рывок вперед — к тому, чтобы вокруг новых лидеров когда-нибудь выросли масштабные консалтинговые фирмы. Холодная голова, работа на максимум и без оглядки назад, второе рождение российского юридического рынка придется на ближайшие годы, и только от нас зависит, смогут ли они стать плодотворными.