Туманный туризм
Какие заграничные направления доступны российским путешественникам
Курорты с системой «все включено» становятся почти безальтернативным вариантом отдыха для россиян за рубежом. В Ассоциации туроператоров России (АТОР) оценили перспективы рынка на ближайшее время. В организации отметили, что из-за прекращения обслуживания за границей карт Visa и Mastercard выбор направлений для отдыха значительно сократился.
Наиболее комфортным для многих вариантом в этой ситуации будет Турция. Но есть и другие страны, где принимается карта «Мир» и есть достаточно отелей с системой «все включено» — это Тунис, Египет, ОАЭ, Мальдивы, Куба и Вьетнам.
Впрочем, член президиума Альянса туристических агентств Алексан Мкртчян уверен, что сейчас даже доступные варианты россиян не привлекают. Бронирований на май или начало лета почти нет, отмечает господин Мкртчян: «Карта "Мир" здесь не играет никакой роли. Туристы не будут выбирать страны по принципу ее работы. Действительно интересна система "все включено", потому что сейчас у многих нет запасов наличной валюты, а доллары до 9 сентября запрещены к продаже в России. Люди будут выбирать продукт, за который можно один раз заплатить на территории Российской Федерации.
Самая большая проблема — это отсутствие ясности в авиасообщении. Любые прогнозы преждевременны до тех пор, пока не будет понятна ситуация по полетам.
В первую очередь россияне полетят в те страны, которые их ждут — это в Турция, Египет, Арабские Эмираты, Шри-Ланка, Индия, Тунис, Израиль. Вариантов много, но пока неясно, на чем лететь. Вот это самая главная проблема.
Что-то люди бронируют у допущенных к перевозкам за рубеж авиакомпаний, через Дубай планируют маршруты в Турцию, Мальдивы, Сейшелы, Таиланд — это продается. Если брать европейское направление, то в первую очередь — Сербия, туда летает авиакомпания Air Serbia. Ждем, естественно, открытия рано или поздно рейсов в Египет.
Туроператоры сейчас закладывают определенную маржу — мы называем ее "плата за риск". Если раньше она составляла 2-2,5% от курса Центробанка, то сейчас примерно 10-15%. То есть считайте, что плата за риск по сравнению с обычным временем увеличилась в пять-шесть раз».
Те немногие россияне, которые все же приобрели или забронировали туры, не торопятся их отменять или требовать возврата средств, отметил директор по развитию национальной сети турагентств OnlineTur.ru Игорь Блинов: «Статистики сейчас нет, есть единичные бронирования, которые невозможно как-то проанализировать, выявить какой-то тренд. Все клиенты, которые бронировали или частично оплачивали, или уже заплатили 100%, пока не отменяют, потому что никто сейчас не понимают, что будет летом. Пока ясности никакой нет».
На уходящей неделе Минтранс обсуждал с авиакомпаниями возможность национализации самолетов Boeing и Airbus для сохранения их в России. Однако решение пока не принято. Многие эксперты отмечают, что такой шаг не решит проблему, поскольку санкции распространяются и на поставки запчастей к воздушным судам.