За морем телушка неважно почем
Санкции усиливают уже имеющиеся сложности РФ с импортом
Санкции, затрагивающие поставки в Россию, расширяются и уточняются — США и ЕС анонсировали запреты на экспорт в РФ предметов роскоши и остановку любых инвестиций в нефтяную сферу. Возможности же замещения импортных поставок и продукции уходящих с российского рынка западных компаний за счет китайских производителей остаются ограниченными — российский бизнес столкнулся с финансовыми и логистическими ограничениями, а США уже предупредили Китай о возможных последствиях помощи КНР России в преодолении потерь от санкций. При этом логистические проблемы усиливаются и вне санкционной повестки: вчера Китай сообщил об изоляции из-за вспышки COVID-19 Шэньчжэня — крупной промышленной портовой зоны, на которую приходится значимая часть промышленного экспорта КНР.
Страны Евросоюза готовятся дополнительно расширить список санкций в отношении России — запреты поставок из ЕС в РФ могут распространиться на предметы роскоши и любые инвестиции и передачу технологий для нефтяной сферы. Доработка и утверждение новых мер на уровне послов стран ЕС ожидается 14 марта, сообщили во французском председательстве в ЕС.
В американском Белом доме уже заявили, что будет введен запрет на экспорт товаров роскоши (экспорт таких товаров из США в Россию оценен в $550 млн), а Минфин США получит полномочия по введению ограничений на инвестиции в любой сектор экономики РФ (запрет на вложения в энергосектор уже введен).
Ранее США и страны Евросоюза уже согласовали масштабные ограничения на поставки высокотехнологичной продукции в Россию — предполагается, что они затронут примерно половину таких поставок в РФ. В частности, санкции предусматривали запрет на поставки в Россию микросхем, компьютеров, электроники, телекоммуникационного оборудования. При этом, по оценке Сергея Пухова из Центра развития НИУ ВШЭ, на долю стран, которые ввели санкции, приходится более 46% стоимости всего импорта (в том числе на ЕС пришлось 32%, на США — 6%), а доля машин и оборудования в структуре импорта из стран дальнего зарубежья в феврале текущего года составила 53% (см. график). Ожидаемое падение импорта в текущей ситуации может быть одновременно и глубоким, и продолжительным, указывают в Центре развития (самый большой спад произошел в кризис 2008–2009 годов, тогда проседание импорта продукции машиностроения достигало 60%). В этом случае стоимость импорта из стран дальнего зарубежья может снизиться до 65% от уровня февраля в среднесрочной перспективе. В целом в рамках прогноза стоимость импорта из стран дальнего зарубежья может упасть в 2022 году на 18% год к году и на 50% в 2023 году.
Между тем возможности оперативного замещения этих поставок продукцией из Китая пока ограничены. Власти США донесли до Пекина, что его настигнут «последствия», если КНР попытается помочь России компенсировать потери от западных санкций, заявил в воскресенье советник президента США по нацбезопасности Джейк Салливан. Препятствуют поставкам и финансовые и логистические трудности, указывают представители российского бизнеса. Ранее введенные санкции привели к отключению ряда российских банков от системы SWIFT и заморозке резервов, в ответ ЦБ РФ ввел капитальные ограничения, но осложняют поставки и резкая девальвация рубля и опасения вторичных санкций со стороны зарубежных контрагентов.
Вместе с тем из-за отказов логистических операторов доставлять грузы в РФ возникли и операционные трудности с поставками. Из-за роста заболеваемости COVID-19 в городе Шэньчжэнь — одном из крупнейших портов Китая — власти страны объявили о режиме изоляции: все коммерческие организации, кроме предоставляющих продовольствие, топливо и товары первой необходимости, обязаны либо приостановить работу, либо перевести сотрудников на работу из дома. Ранее подобные вспышки уже приводили к остановке работы портов и задержкам с отправкой грузов.
«У Китая достаточно большой потенциал поставлять оборудование и комплектующие в Россию. К примеру, уже есть взаимодействие с Huawei, теперь можно ожидать увеличения доли этих поставок, в микроэлектронике же производители зависят от поставок сырья из России, поэтому оборот будет зависеть от действий всех участников внешнеторговых отношений»,— отмечает эксперт ВАВТ Каринэ Хаджи. В прошлом году доля Китая во внешнеторговом обороте России составила 18%, при этом в объеме импорта более 60% поставок уже приходилось на машиностроение. Вырастет и роль ЕАЭС — укрепление промышленных связей в рамках союза позволит снизить риски санкционного давления на бизнес, полагает эксперт.