Супермаркетом единым
В случае ухода крупных брендов из стрит-ритейла и ТЦ стабильнее всего будут чувствовать себя продуктовые сети
Возможный уход с российского рынка крупных зарубежных компаний, таких как H&M, Zara, McDonald’s, KFC, не будет быстрым, но он может серьезно изменить рынок торговой недвижимости и стрит-ритейла, полагают эксперты. Это связано не только с геополитической ситуацией, но и с экономической нестабильностью, когда на первое место для предприятий торговли выходит проблема пополнения товарных запасов. Инвестиционные возможности российского бизнеса, который решит занять место иностранных арендаторов, вызывают сомнения так же, как и покупательная способность. Островком стабильности останутся малые торговые центры и большие сети продуктов питания, прогнозируют аналитики.
На прошлой неделе свои магазины в Санкт-Петербурге закрыли такие мировые бренды одежды, обуви и аксессуаров, как H&M, Zara, Bershka, Mango. McDonald’s, по данным СМИ, закроет свои рестораны быстрого обслуживания 14 марта. О закрытии части ресторанов в России объявили KFC и Pizza Hut.
«В большинстве случаев у зарубежных компаний пока нет информации о полном закрытии представительств в России. Сейчас бренды заявляют только о временной приостановке деятельности,— обращает внимание Анна Лапченко, руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St. Petersburg.— За последние две недели процесс поставки товара и ценообразование в связи с волатильностью валюты стали сложнее, поэтому многие бренды приостановили работу. Компании с бесперебойными поставками из России продолжают работать без ограничений».
По словам Ирины Царьковой, директора департамента торговой недвижимости Colliers International, в текущей ситуации, когда новые вводные появляются практически каждый час, важно понимать, что «приостановка деятельности», «выход компании из страны», «временное закрытие магазина» или любые другие формулировки могут описывать совершенно разные ситуации. «В каких-то редких случаях речь будет действительно идти об уходе бренда с рынка. В каких-то ситуациях компании перестанут осуществлять прямые продажи, в то время как их локальные партнеры-франшизеры будут продолжать продавать продукцию определенного бренда. Поэтому пока мы говорим о приостановке бизнеса»,— объясняет эксперт.
Алексей Попиков, управляющий ТЦ «Смайл», добавляет, что саму процедуру приостановления деятельности каждый бренд реализует по-своему: «Кто-то просто закрыл магазин без уведомления в управляющую компанию, кто-то приостановил продажи, но сохранил выплату зарплат сотрудникам, какие-то сети работают, ожидая более четких указаний от головных офисов в Европе. Выйти брендам из бизнеса в России будет непросто. Часто это буквально связано с процедурой банкротства компании, так как договоры составляются с учетом многих факторов, и стороны связаны деловыми обязательствами по многим направлениям и долгосрочными договорами аренды».
Специалисты сходятся во мнении, что сценарии дальнейшего развития рынка торговой недвижимости так же непредсказуемы, как нынешняя геополитическая и экономическая ситуация в стране и мире. «Предположу, что в течение двух-трех месяцев возможно некое замедление процессов без какого-либо намека на передел рынка среди одежного ритейла и общепита,— делится управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.— Причины связаны с риском гиперинфляции и ростом безработицы. У потребителей будет меньше свободных средств, а если учесть, что отпускные цены будут повышаться вслед за курсом доллара, то покупательная способность будет крайне низкой. Далее после завершения этого переходного периода при позитивной развязке кто-то из игроков вернется на рынок, кто-то уйдет навсегда, но на их место придут альтернативные компании. Негативный сценарий: национализация активов ушедших игроков. Уход McDonald’s в данной ситуации, с одной стороны, дает карт-бланш для роста российских предприятий быстрого обслуживания. С другой стороны, есть сомнение, будут ли на это инвестиции».
Ваш браузер не поддерживает видео
Господин Попиков прогнозирует: «Да, какое-то время возможен рост вакантных площадей и снижение ставок, но в долгосрочной перспективе это позволит сильным отечественным брендам расширить свое присутствие и долю рынка, а ряду компаний — открыть свои магазины».
Как показала ситуация во время пандемии, наиболее гибкими и устойчивыми оказались небольшие районные торговые центры, говорят эксперты. «Это связано с тем, что арендаторами таких торговых комплексов чаще всего становятся магазины эконом-сегмента и товаров для детей, которые в ситуациях экономических кризисов всегда востребованы,— поясняет господин Попиков.— Кроме того, в малых торговых центрах основным якорем стоят продуктовые супермаркеты, обладающие широкой линейкой предложения и продуктов отечественного производства, что в любом случае обеспечит поток посетителей в ТЦ».