Все четыре колеса
Полному приводу Suzuki исполняется 51 год
Его история – неплохая иллюстрация того, как в последние полвека изменился автомобильный мир. И заодно объяснение, почему сегодня в нем правят кроссоверы.
Полный привод Allgrip для Suzuki начался в 1970-м, с выпуска модели Jimny LJ10. «Джимни» – от «джип» плюс «мини». Компания, выпускавшая не только малолитражки, мотоциклы, но и лодочные моторы, которые хорошо продавались в США, решила расширить ассортимент и предложить владельцам катеров внедорожник. Это и стало началом развития известной сегодня полноприводной технологии Suzuki Allgrip. Наследник американского «Виллиса», выполненный в формате японского кей-кара, Suzuki Jimny первого поколения стал в том числе и популярным пляжным внедорожником у серферов. Легкий, с двухцилиндровым двухтактным мотором, механической коробкой и жестко подключаемым полным приводом, он мог проехать по песку к воде дальше, чем более тяжелые собратья.
Jimny воплотил философию Suzuki, можно сказать, исполнил давнюю мечту бренда – разрабатывать транспортные средства, которые могут передвигаться по неровным дорогам и добираться туда, куда раньше автомобили доехать не могли. Так что за рулем первых LJ10 сидели фермеры, охотники, путешественники – люди, если не профессионально подготовленные к управлению внедорожником, то во всяком случае те, кто покупал его осознанно, по делу, с прицелом именно на офроуд. Добрался до бездорожья на заднем приводе, включил постоянный полный – и вперед. Как при этом автомобиль едет по асфальту, было делом десятым, да и скорости тогда были невысоки.
Режим пора менять
Но с годами скорости выросли, асфальта вокруг становилось все больше, проселка меньше, и люди за рулем захотели комфорта и безопасности. Рама, рессорная подвеска, а главное, полный привод part time – не лучшие в этом смысле решения. Понадобился новый тип полного привода – «асфальтовый». Но при этом чтобы и на грунт при случае можно было съехать. Так на рубеже веков начал зарождаться новый тип автомобиля – кроссовер. По сути – легковой, в кузове универсал, но с увеличенным дорожным просветом, главное – с более универсальным полным приводом.
В Suzuki это почувствовали, и в середине 2000-х начали работу над новым типом Allgrip – Allgrip Select, не двух-, а многорежимным, с электронным управлением. Первым автомобилем компании, оснащенным этим типом привода, стал дебютировавший в 2013 году хетчбэк Suzuki SX4 S-Cross, в России он назывался просто SX4.
Право на выбор
Казалось бы, добавилось всего одно слово, Select, но разница была принципиальной. Жестко подключаемый полный привод должен был обеспечивать надежную передачу крутящего момента на все четыре колеса при движении по бездорожью. Но тут акцент сместился. Вроде бы тоже надежность, но – сцепления колес с дорогой, в самых разных условиях. Задача теперь была не проехать по бездорожью любой ценой, а просто ехать – с удовольствием, с комфортом и при этом экономить топливо. Ехать пусть по неровной, грязной, заснеженной, но все-таки дороге. Причем даже водителю, не имеющему офроудных навыков. Чтобы он просто перевел привод 4?4 в нужный режим, а дальше все за него сделал сам автомобиль.
Перед тем как пустить на конвейер первые Suzuki, оснащенные Allgrip Select, автомобили испытывали на горных и заснеженных дорогах, гоняли по специальной тестовой трассе – инженерам нужно было научить электронику координировать работу более ста элементов автомобиля в зависимости от выбранного режима, одного из четырех.
Один к трем
Три из них – Auto, Sport и Snow – чисто дорожные. Универсальный Auto – чтобы просто ездить, безопасно и экономично. Sport – чтобы почувствовать удовольствие от энергичного прописывания поворотов. Snow – для уверенности на снежных или скользких дорогах. Внедорожным в трансмиссии Allprip Select остался лишь один режим – Lock, он облегчает выезд из глубокой грязи или снега.
С тех пор Allgrip Select, постоянно совершенствуясь, применяется в кроссоверах Suzuki – в нынешних Vitara, SX4. И только маленький гордый внедорожник Jimny, как и положено родоначальнику полного привода всех Suzuki, не сдается. Только он сохранил верность рожденному больше полувека назад полному привод part time, который теперь носит название Allgrip Pro.