«Не стоит преувеличивать значимость нашего рынка»

Дмитрий Гронский — о статусе ряда автомобильных концернов в РФ

Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Гронский рассуждает о формулировках, которые используют зарубежные автопроизводители, временно прекращающие работу в России.

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

На прошлой неделе ряд российских представительств зарубежных автомобильных компаний обратились к СМИ с просьбой переформулировать их статус на российском рынке. Вместо «покинули» они просят говорить «приостановили», что дало некоторым комментаторам повод сделать вывод, что «никуда они не денутся».

Между тем не стоит преувеличивать значимость нашего рынка. Например, марка Mercedes-Benz в 2021 году реализовала в России порядка 43 тыс. автомобилей. При этом мировые продажи составили 2,1 млн машин. То есть на нашу страну пришлось всего 2%.

Или Volkswagen Group: 10 лет назад Россия уверенно шла к тому, чтобы стать вторым после Германии рынком в Европе для этого немецкого автопроизводителя, и потому концерн всячески развивал здесь свой бизнес, вложив в него больше €2 млрд. Но потом случился 2014 год, когда евро подорожал почти вдвое, и покупательная способность россиян заметно снизилась, потому что наши доходы вдвое не выросли. И инвестировать в нас стало не так интересно.

Конечно, у каждой из марок, даже внутри Volkswagen Group, ситуация разная. Так, например, Porsche или Bentley реализуют у нас импортные машины, характеристики которых совпадают с европейским рядом. Не купили в Новосибирске — отдадут в Афины. Они могут завтра остановить торговлю, а через год вернуться. Совсем иная ситуация у марки Skoda: здесь, почти все, что у нас реализуется, у нас же и сделано. Некоторые модели, например, пятидверный лифтбек Rapid, присутствуют только на российском рынке, как и основной мотор 1.6, который не проходит по стандарту Евро-6. Вся логистика производства — на двух заводах — это совсем другой объем связей и потерь из числа вовлеченных людей. Это как развестись через месяц после вступления в брак или спустя 12 лет, когда есть дети, совместная собственность, ипотека и общие друзья.

То есть, когда компания говорит о «приостановке», это надо трактовать как вполне объяснимую попытку, если не спасти свой бизнес, то хотя бы сохранить лицо.

Вся лента