На главную региона

Конец Stories

На Кубани бизнес ищет альтернативу заблокированным сервисам Meta

Роскомнадзор внес Instagram (вместе с Facebook и WhatsApp входит в Meta Platforms Inc.) в реестр ресурсов с ограниченным доступом в России. Сейчас использование социальной сети возможно только в обход блокировки. Чиновники, в том числе и кубанские, поспешили перейти на альтернативные площадки: завели Telegram-каналы и «воскресили» страницы в «Одноклассниках» и «Вконтакте». Представители бизнеса в Краснодарском крае сомневаются, что отечественные соцсети смогут конкурировать с международными. Эксперты говорят, что на внутреннем рынке предпринимателям доступны несколько эффективных сервисов для продвижения.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Роскомнадзор внес Instagram в реестр ресурсов с ограниченным доступом на территории России. Соответствующая информация появилась 14 марта на сайте ведомства. Решение принято на основании требования Генпрокуратуры РФ, после того как компания Meta Platforms Inc., владеющая соцсетью, разрешила пользователям призывать к насилию против российских военных. Кроме того, в начале марта россиянам был ограничен доступ к Facebook.

Помимо требований о блокировке американских соцсетей, Генпрокуратура РФ обратилась с заявлением в суд о признании Meta Platforms Inc. экстремистской организацией (на момент публикации решение судом не принято).

«С фашистами не по пути»

После заявления надзорного ведомства о блокировке Instagram представители муниципальной и региональной власти практически одновременно сообщили о том, что покидают соцсеть. «Поведение американской компании Меta и Instagram в нынешней ситуации просто преступно. Поэтому принял решение больше не публиковать здесь посты»,— заявил губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев. Глава края сообщил, что намерен развивать профили на базе отечественных платформ «Вконтакте», «Одноклассники» и Telegram.

Следом с аналогичными заявлениями выступили вице-губернаторы и главы муниципалитетов.

«Компания Meta скатилась в откровенный фашизм. Там уже разрешили призывы к убийству граждан России. С фашистами нам не по пути»,— оставил свое первое сообщение в Telegram-канале глава Краснодара Андрей Алексеенко.

Главный архитектор Новороссийска Борис Александров сообщил, что создает сайт для городских проектов НОВОРОСС2030.рф, чтобы «не ограничиваться тесным форматом соцсети, а сделать разноплановую платформу, с интересными статьями и фотоматериалами, проектами, объединить активных, интересных людей для совместной работы над развитием любимого города».

«Во "Вконтакте" нет обаяния Instagram-аккаунта»

Представители бизнеса оказались менее категоричными в вопросе отказа от Instagram, который за десять лет превратился для них в один из основных каналов для продаж и продвижения.

Владелица студии красоты FABRA Наталья Орехова считает, что блокировка Instagram — очередной удар по представителям малого и среднего бизнеса (МСП): «Бизнес еще не оправился после пандемии, лишить его сейчас рекламной площадки — жестоко. Мы пока перешли во "Вконтакте", но он не заменит Instagram, у него очень сложные алгоритмы, к тому же лиды выходят дороже»,— рассказывает Наталья Орехова. По ее словам, большая часть аудитории потеряна. Владелица салона красоты также изучает приложение ЯRus, которое разработчики предлагают в качестве замены Instagram, но пока к сервису много вопросов.

Основательница бренда фермерских продуктов «Осечки» Светлана Сметанникова рассказала «Ъ-Кубань», что выбрала для продвижения своего бренда две сети: «Вконтакте» и Telegram. «Instagram давно стал большой торговой площадкой, отличным местом для рекламы, он был привычен и понятен, также давал возможность выйти на международный рынок. Сейчас все вынуждены искать альтернативы, заново учиться. Также нужно отметить потери, вложенные в развитие страниц брендов»,— рассуждает госпожа Сметанникова.

По словам начальника управления по маркетингу ООО «СК Консоль-Строй ЛТД» Татьяны Пилипенко, у застройщиков значительное количество клиентов было сосредоточено в Instagram: «Конечно, не хотелось бы терять доступ к столь популярному ресурсу, но раз того требует нынешняя ситуация, мы готовы. На данный момент начинаем развивать "Вконтакте" и Telegram. Но в строительстве основной рычаг успеха в рекламе — непосредственно стройка».

Основатель строительной фирмы EPTAcon Group Сергей Шевченко говорит, что Instagram был одной из основных рекламных площадок. «От блокировки мы пострадаем значительно. Уже работаем над реанимацией Telegram-канала и сайтом. "Вконтакте" у нас всегда активно обновлялся: по статистике, около половины пользователей сайта приходят именно из сообщества в этой соцсети. Но там мы работаем совсем в другом стиле, более строгом: то есть во "Вконтакте" нет обаяния Instagram-аккаунта, за который все его так ценили. Теперь будем пытаться понять, как можно это обаяние и эти эмоции транслировать в других соцсетях»,— говорит господин Шевченко.

Интернет-маркетолог ГК «Дарстрой» Семен Сафронов рассказал, что в результате блокировки соцсетей Меta частично потеряна активная аудитория, так как компания не забывала развивать свои сообщества в «Одноклассниках» и «Вконтакте»: «Таким образом, мы смогли быстро переориентировать нашу целевую аудиторию на новые социальные сети с минимальным для них и нас дискомфортом».

Элементы сопутствующего имиджа

В сравнении с другими изменениями и вызовами блокировку Instagram спокойно переживает владелец ГК «Фордевинд» Дмитрий Осипов. «Наша компания предлагает свои услуги на рынке MICE с 2010 года. Мы, DMC — принимающая сторона, занимаемся приемом и обслуживанием корпоративных групп и деловых туристов в Сочи, Геленджике и Краснодарском крае в целом. То есть работаем в сегменте В2В. И мы никогда не использовали Instagram как некий рабочий инструмент маркетинга. И это относится ко всем социальным сетям в целом, где первое место для нас, кстати, всегда традиционно занимал Facebook. Просто из-за того, что это малоэффективно. Наши основные каналы продвижения и продаж — это в первую очередь сайт и его СЕО, контекстная реклама в поисковиках, коммуникационный маркетинг, личные встречи, e-mail маркетинг. И для нас Instagram и Facebook — всегда были больше элементами сопутствующего имиджа, а не каналами продвижения наших услуг. Хотя это было удобно, размещать там информацию о проведенных интересных проектах и событиях. Ну и конечно, это было некой удобной коммуникационной площадкой, но не имеющей большой значимости. Основу наших деловых коммуникаций составляет все же деловая переписка по электронной почте»,— делится господин Осипов.

Директор по маркетингу производителя отечественных лакокрасочных материалов ABC Farben Екатерина Стрекалина отмечает, что для людей неудобно потерять связь с контентом компании, которая не только интересна, но и полезна: «С другой стороны, мы поддерживаем связь с пользователями через социальную сеть "Вконтакте", YouTube, "Яндекс Дзен", Тelegram-каналы, где в полной мере стараемся дать всю информацию о нашей работе. Кроме того, у нас есть сайт, на котором всегда свежие и актуальные новости».

«Наша продукция весьма специфическая, главная движущая сила продаж в нашем случае — это личное общение и встречи с клиентами, выставки, вебинары и прочее»,— говорит главный технолог ООО «Фреш-Форма» (производство средств продления сроков хранения продукции) Юрий Митник. Соцсети, по его словам, могут быть лишь источником информации для клиентов о планируемых мероприятиях и увеличивают узнаваемость бренда. В компании посчитали, что второй после Instagram сетью по популярности является «Вконтакте», поэтому создали аккаунт там.

Краснодарский интернет-маркетолог Олег Клюкин считает, что в сложившихся условиях предпринимателям надежнее и эффективнее создавать сайты. «В течение месяца растерянность бизнесменов пройдет и они поймут, что освободились новые ниши, которые можно занять. У нас остаются несколько сервисов, в приоритет — поисковая реклама в "Яндексе", а также "Яндекс.Директ" и "Яндекс.Дзен". Будут востребованы сайты. Самое банальное — создать лендинг, страницу, которая будет описывать услуги, или турбостраницу. Но я бы это не рекомендовал, конечно».

Наталья Решетняк

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...