Тормоза больше не жмут
Белый дом упростил правила технического осмотра автомобилей
Правительство РФ утвердило новые правила техосмотра, освободив владельцев транспортных средств от необходимости проходить треть действующих проверок. Так, на пунктах ТО больше не будут обращать внимание на отсутствие аптечки, огнетушителя, а также контролировать работу стеклоомывателя, состояние тормозных шлангов, уровень шума глушителя и следы потеков масла из двигателя. Представители отрасли охарактеризовали нововведения как «технический популизм», угрожающий безопасности дорожного движения. «Создается впечатление, что власти пытаются легализовать присутствие на дороге престарелых автомобилей на фоне проблем с поставками новых машин и запчастей к ним»,— говорят в Союзе автосервисов.
Постановление правительства №306, корректирующее действующие правила технического осмотра автомобилей, опубликовано и вступает в силу 1 сентября.
Перечень обязательных проверок (касается легковых автомобилей, автобусов и грузовиков) сокращен с нынешних 82 до 55 пунктов.
Исключены, в частности, проверки повреждения и коррозии тормозных трубок, уровня шума работы выпускной системы и способности стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло (работу стеклоочистителей будут проверять, как и прежде). Технический эксперт больше не будет обращать внимание на отсутствие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки и работу штатного противоугонного устройства. Исключен пункт о проверке «каплепадения масел и рабочих жидкостей» из двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумулятора, системы охлаждения и кондиционера.
При этом вводится и ряд новых параметров тестирования.
К примеру, при диагностике двигателя эксперт с 1 сентября будет проверять «подсос воздуха» (вероятно, речь идет о проверке герметичности впускного коллектора) или утечку выхлопных газов в обход «системы выпуска» (выпускного коллектора, глушителя, нейтрализатора и т. д.).
Пояснений в Минтрансе по запросу “Ъ” вчера не предоставили.
Легковые автомобили и мотоциклы, напомним, обязаны проходить ТО лишь при смене собственника (при условии, что транспортное средство старше четырех лет) и внесении изменений в конструкцию — соответствующий закон вступил в силу в конце 2021 года. Поэтому с нововведениями в первую очередь столкнутся владельцы такси, автобусов и грузовиков, для которых регулярный инструментальный контроль является обязательным.
Упрощение процедуры ТО, отметим, обсуждается с августа 2021 года. Минтранс счел действующий механизм инструментального контроля избыточным, решив, что от ряда его составляющих можно отказаться без ущерба для безопасности движения. Одновременно, отмечали в ведомстве, сократится время процедуры ТО и уменьшится финансовая нагрузка на операторов (за счет отказа от диагностического оборудования). Проект постановления переписывался несколько раз. ГИБДД, например, предлагала не проверять и лобовое стекло легковых автомобилей на наличие трещин, но от этой идеи отказались.
Тормозные трубки проверять необходимо, критикует новые правила глава союза «Техэксперт» Сергей Зайцев, рано или поздно коррозия приведет к протечке, снизив эффективность торможения. Проверять нужно и омыватель стекла, считает он, «если щетка мажет по грязи, водитель может ошибиться в выборе дистанции, потерять ориентацию на дороге и вылететь на обочину». Исполнительный директор Союза автосервисов Виталий Новиков называет новые правила «нелогичными», указывая, в частности, на отмену проверки уровня шума двигателя. Власти, напоминает он, борются за тишину — мэр Москвы Сергей Собянин объявил в 2021 году о разработке специальных камер для контроля чрезмерного шумящих транспортных средств и введении штрафа в размере 5 тыс. руб. для нарушителей. Соответствующие методы проверки довольно сложны, признает Сергей Зайцев, но это не означает, что нужно отменять их полностью.
«Создается впечатление, что власти пытаются легализовать присутствие на дороге престарелых автомобилей на фоне проблем с поставками новых машин и запчастей к ним»,— предполагает эксперт.
Новый перечень проверок Сергей Зайцев охарактеризовал как «технический популизм», угрожающий безопасности дорожного движения.
Реформа техосмотра на этом не заканчивается, правительство утвердило «дорожную карту» дальнейших мероприятий до 2023 года (“Ъ” рассказывал об этом документе). Планируется передать контроль за операторами ТО из Российского союза автостраховщиков в Росаккредитацию, разработать новые тарифы на техосмотр (проект методики для расчета цен в регионах уже разработан ФАС), упростить требования к производственно-технической базе пунктов ТО.