Электрик-профи
EVM PRO — автомобиль для новых реалий
Когда 22 февраля на московской презентации мне довелось проделать совсем короткий, но впечатляющий маршрут на первом российском грузовом электромобиле, я, как и многие, не мог предположить, что пройдет совсем немного времени, и такой тип транспорта будет казаться одним из самых перспективных для отечественного рынка. Платформа — российская. Заграничные комплектующие силовой установки — исключительно из Китая. Плюс государственная субсидия на приобретение электромобиля, которую пока не отменили.
Ехал я в качестве пассажира, а маршрут пролегал по одному из огромных цехов бывшего завода имени Ленинского Комсомола. Символики в этом нет никакой. Просто именно здесь, на территории нынешней Особой экономической зоны «Технополис Москва», будет осуществляться производство электромобиля EVM PRO.
Что же это за машина, и «как тебе такое, Илон Маск»? Это шасси от хорошо нам известного пикапа УАЗ «Профи», на раму которого установлен закрытый кузов, способный принять в себя до 1 тонны груза. Синхронный электродвигатель и силовая электроника — российского производства. Запас хода на одном заряде аккумуляторных батарей составит до 300 километров. Заряжать батареи можно как на специальных станциях, которых у нас по-прежнему немного, так и от бытовой электросети, что важно, если машина будет эксплуатироваться где-то в райцентре или на ферме. Для работы в регионах с холодным климатом предусмотрен, работающий на солярке подогреватель для аккумуляторной батареи, которая, как известно, на морозе теряет свою емкость.
Поскольку на запас хода влияет не только запас батареи, но и аэродинамика автомобиля, я спросил у генерального директора ООО «Электромобили Мануфэкчуринг Рус» Ильи Рашкина, почему грузовой кузов не соединен с кабиной обтекателями, которые могли бы уменьшить сопротивление встречным потокам воздуха и увеличить запас хода. Ответом было то, что максимальная скорость EVM PRO ограничена 80 км/ч, а при таком показателе аэродинамический фактор не столь важен.
Спустя три недели после презентации предприятие готовится к ремонтно-строительным работам — завод займет более 2600 кв.м в ОЭЗ «Технополис Москва». Ведется подбор персонала — завод формирует 96 новых рабочих мест. Ведется закупка оборудования и поставка его на предприятие — пуско-наладка запланирована на май. Мощность завода в первый год работы должна составить 1000 единиц.
За три недели выросла цена на EVM PRO, однако не так драматично, как подорожали другие автомобили на российском рынке — всего на 10 процентов. За отечественный электрогрузомобиль сегодня спрашивают 3,9 млн руб. Однако пока сохраняется возможность получить госсубсидию в размере 30 процентов, то есть приобрести EVM PRO на 950 тыс. руб. дешевле.