Фуры ждут своей очереди

Почему российские грузовики не могут выехать из Европы

Российские фуры застряли на границе с Европой, простой грузовиков достигает один день. Об этом сообщают представители транспортно-логистических компаний. Задержки в основном связаны с техническими трудностями. При этом исправить ситуацию в ближайшие месяцы не получится, рассказал председатель правления Ассоциации «Межрегионавтотранс» Сергей Храпач.

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

По словам Храпача, заторы образуются, поскольку граждан, желающих выехать из Украины через пункты пропуска, слишком много: «Такая ситуация на всех погранпереходах, которые выводят нас на Евросоюз. На границе России и Латвии проблема была актуальна уже неделю назад, поскольку выезжает много людей. Какие-то транспортные коридоры через Украину закрыты, имеется в виду транзитные, которые шли в Венгрию, Румынию. Они сейчас вообще не работают. Товарооборотные цепочки пока не закрылись в связи с санкциями. Не все их поддерживают, некоторые технологические цепочки все еще работают, и грузовые автомобили как ввозили в Российскую Федерацию продукцию, так и продолжают это делать.

Несильно снизился объем перемещаемых грузов, а число частных лиц, которые по тем или иным причинам пытаются покинуть территорию Украины, например, и проходят в том числе и через наши погранпереходы, увеличилось в разы. Из-за этого наблюдается коллапс. Между Россией и Латвией, если идти через Псковскую область, пункт пропуска такой сельский, небольшой, рассчитан на местную миграцию для обслуживания потребностей своих предприятий. Основного транзита, конечно, там никогда не было ни грузового, ни легкового. Туристы ехали через другие погранпереходы — широкие, большие и оборудованные надлежащим образом.

Вдруг эти пункты в силу определенных причин позакрывались: либо политическая конъюнктура, либо военные действия, связанные с тем, что люди просто боятся ехать туда через эти транзитные зоны. Граждане решили использовать ранее малоизвестные, которые абсолютно не приспособлены для такого количества людей и грузов. И скапливается пробки по 20-30 км из грузовых и легковых автомобилей. Раньше там был один таможенник, два пограничника, которые пропускали в день 50-100 человек и 20 автомобилей. Вдруг одновременно появились 3-4 тыс. авто. Сделать с этим ничего нельзя, поскольку за месяц-два невозможно улучшить инфраструктуру, связанную с пограничным переходом и таможенным оформлением документов».

На погранпереходе между Польшей и Белоруссией проезд грузовикам в течение нескольких дней блокировала группа митингующих с флагами Украины. Они перекрыли пункт Кукурыки—Козловичи, крупнейшую пограничную точку в Европе. Протестующие не давали проехать машинам с белорусскими и российскими номерами. 14 марта проблему удалось решить, но теперь таможенники замедлили оформление документов. Регистрация, которая раньше занимала час, теперь растянулась на сутки, рассказал коммерческий директор международного логистического оператора «Траско» Алексей Чиняков:

«Там действительно были демонстрации активистов, которые блокировали выезд из Польши, но благодаря усилиям польской Ассоциации перевозчиков 14 марта проблему решили. Было централизованное обращение в полицию, которая приехала и разогнала основную часть демонстрантов. Сейчас там присутствует небольшое количество протестующих, но они не мешают переходу, и полиция присматривает за ними для того, чтобы те не совершали противоправные действия по отношению к белорусским и российским автомобилям. Переход работает, но есть ограничение. По нашей информации, польской неофициальной стороны, по нашим подсчетам, водителей в настоящий момент погранпереход в течение одного рабочего дня проходит не более 200 машин, что для него в принципе очень мало.

Что касается причин промедления, дело в скорости оформления документов. Явных поводов нет, но те процедуры, которые раньше делались, условно, час, сейчас делают в течение одного рабочего дня. Теперь наша машина в среднем стоит на этом погранпереходе один-два дня. Но скажу так: были периоды, когда мы стояли по пять-семь дней, сейчас — один-два, то есть бизнес уже подстроился.

Более или менее оптимальный маршрут у нас через Польшу, есть через прибалтийский погранпереход, но там приходится делать определенный крюк. Более прямой и экономичный путь лежит через Варшаву».

Даже час блокировки такого крупного международного перехода может привести к серьезному сбою в цепи поставок, объяснил руководитель направления закупок международных транспортных услуг FM Logistic Евгений Дятлов. А за каждый день простоя, по его словам, логистические компании теряют до €400, которые потом могут добавить к стоимости доставки груза: «Последствия в связи с этим закрытием будем разгребать неделю, как показывает практика, если на пунктах пропуска случается какой-то затор. Наверное, самый напряженный погранпереход между Европой и Таможенным союзом, в принципе в мире сейчас самый большой.

Пропускная способность — 1,2 тыс. автомобилей в день. Несколько часов задержки приводят к довольно серьезным последствиям: растянувшаяся очередь, время ожидания на границе, удлинение сроков доставки. Естественно, подрядчики несут финансовые потери за каждый день опоздания €300-400, которые вынуждены потом перекладывать на конечных грузополучателей. На стоимости продукции это тоже отражается. Реальная пропускная способность этого пункта сейчас — примерно 200 автомобилей в день».

С начала марта европейцы стали устанавливать на погранпереходах в Россию специальные рентген-установки. Через них проходят 100% автомобилей. Пограничники ищут грузы, которые запрещено провозить из-за санкций. Как говорят игроки логистического рынка, новые требования создают огромные очереди в обе стороны.

Светлана Белова

Вся лента