«Признание Крыма и Донбасса — камень преткновения»
Дмитрий Дризе — о переговорном процессе Москвы и Киева
Россия и Украина возобновили переговоры в онлайн-формате. Советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк сообщил, что в центре обсуждения вопросы прекращения огня и вывод войск с территории страны. Российская сторона напоминает о своих главных требованиях — в первую очередь это демилитаризация и нейтральный статус республики. При этом в Кремле предпочитают не вдаваться в детали, заявляя о том, что продолжение консультаций — это уже успех. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает, что ситуация сдвинулась с мертвой точки, хотя делать прогнозы рано.
Можно сразу сказать, что прогресс на переговорах есть — это признается сторонами. Подробности не разглашаются, но некий каркас уже существует. Также необходимо отметить, что подобное не значит, что прямо сейчас происходящее на Украине немедленно закончится, в какой-то момент может стать даже хуже. Этого также исключать нельзя.
Что касается конкретики, Владимир Зеленский выступил с очередным заявлением прямо в канун очередного переговорного раунда. Президент Украины фактически окончательно отказался от вступления в НАТО. Формулировка следующая: не мы так решили, нас туда не приняли. Значит, говорить больше не о чем. Однако свет клином на Североатлантическом альянсе не сошелся.
Есть много разных других форм сотрудничества с Западом. И это включает, прежде всего, гарантии безопасности. Иными словами, Украина остается независимым государством. И суверенитет, и, видимо, нейтральный статус обеспечивают страны-гаранты. Список назывался, это могут быть не только представители западного мира, но и, возможно, Турция и Россия. От Европы — вероятно, Великобритания.
Признание Крыма и республик Донбасса — судя по всему, камень преткновения. Официально об этом говорится обтекаемо: офис президента Зеленского считает неприемлемым ряд территориальных претензий российской стороны.
Главный вопрос — прекращение огня и вывод войск. Это самое сложное, но, наверное, и здесь возможны разные варианты.
Теперь же что касается российской позиции, Москва требует нейтрального статуса соседней республики, демилитаризации, отмены всех ограничений для русского языка и культуры, а также прекращения политики нацификации страны. А дальше — общий вывод от Дмитрия Пескова:
«Работа между двумя делегациями ведется. Вы знаете, что она ведется посредством видеоконференций. Работа сложная. И, наверное, в данном случае позитивным является сам факт продолжения этой работы. Давать прогнозы пока не хотим, дождемся, когда будут ощутимые результаты, о которых можно будет проинформировать общественность двух стран».
Международные посредники работают день и ночь. Это, может быть, и незаметно, но тем не менее все именно так. Официальный протокол многочисленных телефонных бесед — несколько строчек, тогда как разговоры длятся часами. Можно предположить, что о причинах, целях и задачах операции на Украине партнеры осведомлены неплохо, так что здесь явно есть нечто иное.
Кроме того, Россия находится под беспрецедентным санкционным давлением, что тоже приходится признавать. Видимо, точку будут ставить президенты России и Украины. В последние дни разговоры об этом ведутся все активнее. Зеленский предложил Иерусалим в качестве места проведения российско-украинского саммита. Это выглядит действительно символично — ни больше ни меньше наступление новой эпохи, нового временного отсчета.
Собственно, это отнюдь не громкие фразы. Но не будем забегать вперед. Вероятно, нужно согласиться с пресс-секретарем президента России: главное, чтобы переговоры продолжались. Сейчас нужно довольствоваться малым.
Читайте мнения политического обозревателя Дмитрия Дризе — эксклюзивно в Telegram-канале “Ъ FM”.