Экономику спасают свободами
Белый дом снимает ограничения в стройке и на границе
Правительство одобрило очередной пакет мер, который должен войти в план первоочередных контрсанкционных действий Белого дома — в общей сложности в нем уже 100 инициатив общей стоимостью 1 трлн руб., что в текущей ситуации довольно немного — 0,7–0,8% ВВП. Названные вчера новые меры продолжают политику сокращения сроков строительства за счет кардинального сокращения обязательных требований, а также снижают финансовые риски для подрядчиков по госзаказу — им будет выделяться авансирование в объеме не менее 50–80% стоимости контракта. Наиболее сложным выглядит формирование блока мер поддержки промышленности, пока правительство предлагает обнулить ввозные пошлины ЕАЭС для критически значимых товаров, что может обеспечить нужный импорт из КНР.
Белый дом, продолжая наполнять план первоочередных действий в экономическом регулировании в условиях санкций, вчера одобрил очередной комплекс мер: как сообщил на заседании президиума правкомиссии по повышению устойчивости российской экономики премьер-министр Михаил Мишустин, помимо уже принятых инициатив предполагается свыше 100 мероприятий общей стоимостью в 1 трлн руб. Конструкция плана, как следовало из его слов, гибкая — план «будет постоянно пополняться и выпускаться поэтапно в зависимости от развития ситуации».
Наиболее цельно пока выглядит блок мер, касающийся управления бюджетными средствами для более оперативного финансирования антикризисных мер.
Речь идет о расширении возможностей по использованию «накоплений» (см. “Ъ” от 5 марта) и о перераспределении федеральных расходов в размере 10% (см. “Ъ” от 15 марта). Вероятно, большая часть «денежных» мер пока этим будет ограничена — масштабы будущих проблем еще плохо оценимы, торопиться с финансированием некуда.
Довольно четкая картина вырисовывается и в части поддержки строительства, наиболее проработанной части регуляторной («неденежной») поддержки — анонсированные меры продолжают логику сокращения его сроков (см. “Ъ” от 12 марта). Речь идет о дерегулировании отрасли перевода обязательных требований в разряд добровольных — за последние два года их список сократился с 10 тыс. до примерно 4 тыс. Теперь рассматривается даже более радикальное решение — перевод практически всех оставшихся требований в разряд рекомендаций. Как пояснил премьер, это позволит оперативнее корректировать документацию и больше применять новые технические решения — безопасность объектов будет по-прежнему обеспечиваться на этапе экспертизы.
Расширяется и поддержка застройщиков в госзаказе (в 2021 году госинвестиции в объекты капстроительства оценивались в 846 млрд руб.). Если в более ранних «пакетах» предусматривались изменения цен контрактов из-за роста цен на стройматериалы, то теперь задействованы и ставшие в прошлом году предметом для дискуссий меры по «удержанию» подрядчиков на плаву (см. “Ъ” от 27 августа и 26 октября 2021 года). Как сообщил Михаил Мишустин, планируется ввести обязательное авансирование госконтрактов в размере от 50% до 80% (для капремонта — свыше 30%).Сейчас предусматривается аванс не более 30% — подрядчики для выполнения работы вынуждены брать кредиты.
Наиболее сложным с точки зрения формирования пакета мер поддержки пока выглядит блок промышленности и инвестиций.
Озвученные планы уже рынку знакомы — льготное кредитование кредитных программ для системообразующих предприятий на пополнение оборотных средств (в первую очередь для промышленности, торговли и сельского хозяйства), но здесь сложно оценить и потребности, и возможности бюджетных субсидий. С другой стороны, неясны перспективы привлечения новых вложений, а также восполнения импортных поставок технологий и промоборудования, поскольку списки санкций и уходящих с рынка РФ иностранных предприятий, вовлеченных в производственные цепочки, регулярно пополняются.
Пока планы противодействия таким разрывам выглядят как попытка наращивать замещение западных поставок за счет Китая в условиях финансовых и логистических ограничений для российского бизнеса и возможных санкционных последствий для Пекина (см. “Ъ” от 15 марта). Так, Россия предлагает партнерам по Евразийскому экономическому союзу (также входят Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия) сформировать перечень критически важных ввозимых товаров (как пояснили в Минэкономики, речь идет о продовольственных товарах, товарах для производства фармацевтической и электронной продукции, для строительной и других отраслей), для которых будет предусмотрено упрощение процедур таможенного оформления и обнуление ввозных пошлин. Основной, вероятно, рассматривается возможность транзита товаров через Казахстан в Россию. Среди других мер — фиксация валютного курса при уплате импортных пошлин, отмена части антидемпинга, послабления для потребительских товаров (повышение лимита беспошлинного ввоза). Отметим, США уже предупредили КНР о намерении бороться с обходом китайскими компаниями санкций, вызванных военной операцией РФ на Украине, возможность распространения их на ЕАЭС в целом пока публично не обсуждалась.