Watsons снимает макияж
Гонконгский оператор закрывает магазины в Петербурге
Watsons, флагманский бренд гонконгского розничного оператора сетей по продаже парфюмерии, косметики и сопутствующих товаров A.S. Watson Group, прекращает работу на российском рынке. Компания до конца июня 2022 года закрывает 45 магазинов в Санкт-Петербурге и два магазина в Выборге Ленинградской области. Эксперты единодушны в том, что причиной ухода компании стали, прежде всего, финансовые трудности на локальном рынке.
«С сожалением сообщаем вам новость о том, что в конце января 2022 года, по итогам финансовых результатов бизнеса, компания Watsons приняла решение завершить свою деятельность на российском рынке»,— говорится в заявлении генерального директора ООО «Спектр Групп» (юридическое лицо Watsons Russia) Андрея Мельникова.
«На протяжении многих лет компания предпринимала ряд действий для улучшения эффективности бизнеса, однако это не принесло ожидаемого результата. После серьезного рассмотрения было принято решение о выходе компании с российского рынка до конца июня 2022 года»,— отмечается в сообщении.
Магазины закроются до 30 июня 2022 года. Интернет-магазин компании будет принимать заказы до 21 марта 2022 года. Начисление бонусных баллов за покупки прекращается с 15 марта, все накопленные баллы покупатели могут использовать до 30 июня 2022 года в любом действующем магазине. Все купленные сертификаты любого номинала будут действовать до 30 июня 2022 года.
Глава Watsons Russia Андрей Мельников сказал «Ъ-СПб», что компания не ведет переговоры о продаже российского бизнеса и с соответствующими предложениями к ней «пока не обращались». Долю Watsons на петербургском рынке бьюти-ритейла господин Мельников оценивает в 10%. Торговые площади — около 10 тыс кв. м — компания арендует.
По данным «СПАРК-Интерфакс», с 2016 года выручка ООО «Спектр Групп» демонстрировала тенденцию к снижению. Так, в 2016 году она составила 1,929 млрд рублей, в 2020 году — 1,206 млрд рублей. С 2017 года компания убыточна: в этом году чистый убыток составил 26,3 млн рублей, в 2018 году — 258,8 млн рублей, в 2019 — 130,4 млн рублей, в 2020 году — 72,5 млн рублей. Чистые активы компании на конец 2020 года составляли 521,5 млн рублей.
Помимо сети Watsons, компания A.S. Watson Group также владеет розничными сетями под брендами Kruidvat, Superdrug, Trekpleister, Rossmann, Savers, Drogers. В состав международной группы входит 16 400 розничных магазинов и аптек, продающих косметику, бытовую химию, пищевые продукты и электронику. На российский рынок A.S. Watson вышел в 2005 году, когда приобрел розничную сеть по продаже косметики и парфюмерии «Спектр».
A.S. Watson Group является частью гонконгского многопрофильного холдинга CK Hutchison Holdings, который объединяет предприятия в сфере грузоперевозок, телекоммуникаций, розничной торговли, энергетики, недвижимости. Владельцем CK Hutchison Holdings является Ли Кашин, который считается богатейшим человеком Гонконга.
Алена Волобуева, директор департамента исследований рынка компании Maris, считает, что подобное решение связано, прежде всего, с накопившимися финансовыми проблемами сети. «В текущих условиях нарушения логистических связей и срыва поставок целесообразно предположить, что проблемы ритейлера, ориентированного прежде всего на импортную продукцию, только усугубились бы. Именно в свете стечения двух факторов и было принято решение о закрытии магазинов»,— отметила эксперт.
Аналогичного мнения придерживается и глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, отметивший, что для международной компании такого уровня масштаб присутствия в России был довольно незначительным. «Компания давно не развивалась, уступала конкурентам, несла убытки. Текущая ситуация только ускорила решение о завершении деятельности в России»,— сказал эксперт.
Ольга Шарыгина, вице-президент Becar Asset Management, предполагает, что в связи с уходом значимых арендаторов к лету городской рынок стрит-ритейла будет выглядеть хуже, чем в 2015 году. «Когда в сердце города (Невский, набережные, прилегающие улицы) вместо салона элитной одежды открывался "Дикси", вместо стильного бара — столовая (котлеты от 99 рублей!), вместо нормального супермаркета — магазины с фиксированной ценой "всё по 36 рублей". И еще на 10–20% площадей висела вдохновляющая надпись "Аренда"»,— прогнозирует эксперт.
По словам Алены Волобуевой, в целом магазины парфюмерии и косметики занимают на рынке долю, не превышающую 5%. «Большинство из игроков рынка, не имеющих солидных складских запасов, будут испытывать в настоящий момент проблемы с ассортиментом, а значит, еще более глубокое снижение продаж. Предсказать, насколько скоро удастся переориентировать каналы поставок продукции и заменить ассортимент, на сегодняшний день не представляется возможным»,— отметила эксперт.