Профицистские настроения
В Минфине сочли несвоевременным повышение компенсаций нефтяникам
По данным “Ъ”, Минфин настаивает на переносе корректировки демпфера, которая предполагает увеличение выплат нефтекомпаниям за сдерживание цен на топливо на внутреннем рынке. В министерстве утверждают, что рассмотрение этого законопроекта будет возобновлено в апреле, однако текущие низкие цены на топливо в опте создают для этого в целом неопределенные перспективы. Нефтекомпании сейчас и так получают рекордные выплаты на фоне роста цены на нефть: размер демпфера за март может приблизиться к 0,5 трлн руб.
Рассмотрение законопроекта по увеличению размера демпфера пока отложено на месяц, рассказали “Ъ” в Минфине. Решение о его корректировке, которая предполагает увеличение выплат нефтекомпаниям, «будет приниматься в дальнейшем по ситуации», добавили в ведомстве. Некоторые собеседники “Ъ” в отрасли опасаются, что из-за резко возросших расходов бюджета на выплату демпфера, а также на фоне санкций и «возникновения новой экономической реальности» правительство может заморозить работу механизма, тем более что оптовые цены на топливо и так низкие. Но, по словам источника “Ъ” в правительстве, пока речь не идет о полной приостановке действия демпфера. В Минэнерго переадресовали вопросы “Ъ” в Минфин.
Как сообщал “Ъ”, новые корректировки демпфера могли быть приняты в марте. Соответствующий законопроект сейчас проходит согласование в Госдуме.
Демпфирующий механизм был придуман для того, что нефтекомпании в случае резких скачков цен на нефть сдерживали оптовую стоимость топлива на внутреннем рынке. Нефтекомпании получают компенсации в том случае, если экспортная стоимость топлива выше, чем индикативная внутренняя цена (55,2 тыс. руб. и 52,25 тыс. руб. за тонну — для бензина и дизтоплива соответственно). Если, напротив, внутренняя цена выше экспортной, то нефтяники обязаны осуществлять выплаты в бюджет. Сейчас демпфер рассчитывается как 65% от разницы между этими ценами, а, согласно проекту Минфина, уровень компенсаций вырастет до 83%. Демпфер должен сглаживать цены в опте, чтобы операторы розничных сетей АЗС могли получать положительную маржу в условиях, когда правительство заставляет их держать цены на заправках в пределах инфляции.
Однако наложенные на Россию санкции из-за военной операции на Украине и неформальный бойкот российских товаров со стороны Запада привели к возникновению необычной ситуации.
Хотя рост цен на нефть и падение курса рубля привели к галопирующему росту экспортной альтернативы — например, по бензину она выросла на 70% за период с 22 февраля по 14 марта, до 147 тыс. руб. за тонну,— оптовые цены внутри страны, наоборот, упали. Так, по бензину АИ-92 средние по РФ биржевые цены за тот же период снизились почти на 25%, до 40 тыс. руб. Цены внутри России падают, поскольку у нефтяных компаний возникли существенные сложности с экспортом нефтепродуктов из-за косвенного влияния санкций, сложной ситуации с платежами и логистикой, что привело к профициту товара на внутреннем рынке. В итоге получилось, что цены упали вовсе не из-за действия демпфера, при этом платежи по нему резко возрастут из-за увеличения экспортной цены и вопреки физическому сокращению экспорта.
Корректировка демпфера была разработана в условиях гораздо более низкой цены на нефть и курса доллара к рублю, чем наблюдаемые в настоящее время, что, вероятно, потребует ее пересмотра, считает Анна Лишневецкая из «Петромаркета».
По ее мнению, сейчас в самой корректировке демпфера нет острой необходимости, поскольку оптовые цены сдерживает профицит топлива.
При этом чистая маржа операторов АЗС при торговле бензином уже четвертый месяц остается положительной: по оценкам «Петромаркета», ее уровень достиг порядка 3 руб. на литр для АИ-92 и 4 руб. для АИ-95. По словам госпожи Лишневецкой, на прошлой неделе появились признаки снижения профицита продуктов на оптовом рынке, а оптовые цены в последние дни стали расти. По мнению эксперта, рынок стабилизируется, а затем стоит ожидать традиционного для весны роста оптовых цен.
Если до конца марта цены на нефтепродукты в Северо-Западной Европе, а также курс доллара к рублю продержатся на уровне 11 марта, бензиновый и дизельный демпферы в марте увеличатся до рекордных значений в 68,7 тыс. руб. и 69,2 тыс. руб. за тонну, оценивает эксперт.
Если при этом поставки продуктов с НПЗ на внутренний рынок сохранятся на уровне первых восьми дней марта, то общие выплаты по демпферу из бюджета за текущий месяц могут достигнуть 480 млрд руб.— это порядка 70% выплат по демпферу за весь 2021 год.
По оценкам аналитика, если бы ожидаемая корректировка демпфера была проведена уже в марте, выплаты производителям топлива за март (при описанных выше макропараметрах и объемах выпуска) могли бы превысить 600 млрд руб.