Сбережение замещает потребление
Граждане проявляют все больше склонности к накоплению доходов
Новые исследования Сбербанка и аналитического центра НАФИ зафиксировали спад случившегося в первую неделю марта всплеска потребительских расходов, а также заметное увеличение склонности российских домохозяйств к сбережению. При этом, согласно данным опроса, граждане отдают приоритет финансово спорной стратегии — сначала расходуют часть доходов на текущие нужды, а потом остаток денег пытаются сберечь.
Актуальные данные «Сбериндекса» (по расходам по картам «Сбера») фиксируют, что мощный всплеск потребительских расходов, который наблюдался в первую неделю марта, сейчас стал спадать. Годовые темпы роста всех наблюдаемых потребительских трат замедлились до 19,6% на неделе с 8 по 13 марта — против пиковых 25,2% неделей ранее. Прежде всего такое замедление расходов коснулось бытовой техники и электроники (54,6% против прежних 105,9%), автомобилей (42,2% против 84,6%), мебели (39,9% против 78,8%), лекарств (40,7% против 61,7%).
Единственная статья расходов, продолжающая расти,— продовольствие, траты на него увеличились до 18,6% с 16,9% неделей ранее.
Таким образом, население продолжает наращивать запасы продуктов, готовясь к тяжелым временам, на фоне того, что в отдельных регионах уже вводятся ограничения на отпуск продовольствия.
В другом исследовании — аналитического центра НАФИ (опрошено 1,6 тыс. человек в 53 регионах, выборка построена на данных Росстата и репрезентирует население по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта) типичное сберегательное поведение (как люди обычно распоряжались доходами в повседневной жизни) сравнивается с их поведением в изменившихся социально-экономических условиях. Оказалась, что доля граждан, которые сейчас стараются так или иначе сберегать часть своих средств, выросла с 68% до 81%. При этом доля респондентов, которые стараются сначала откладывать часть доходов, а остаток тратить на текущие потребности, выросла на 6 процентных пунктов (п. п.) — с 23% до 29%.
Выросла и доля тех, кто сначала расходует часть средств на текущие нужды, а остаток пытается сберечь (рост на 7 п. п.— с 45% до 52%).
«Эта стратегия по-прежнему лидирует, и несмотря на то что ее нельзя назвать финансово грамотной, у ее приверженцев по меньшей мере существует установка на формирование накоплений»,— отмечают авторы исследования. Доля граждан, которые считают, что не нужно делать какие-либо сбережения, сократилась на 14 п. п.— с 30% до 16%. «Наиболее рациональное поведение с точки зрения управления личными финансами демонстрируют граждане в возрасте 25–44 лет — в этой возрастной группе наблюдается выраженная смена сберегательной стратегии в сторону формирования ежемесячных накоплений»,— заключают в НАФИ.
По словам Ирины Гильдебрандт, директора социально-экономических исследований центра, несмотря на то что последнее десятилетие доля граждан, которые делают ежемесячные сбережения, устойчиво росла, часть из них склонна продолжать тратить, не сберегая,— закрывать текущие потребности, в том числе запасаясь товарами, которые потенциально могут стать дефицитными. «Подобные траты часто могут носить импульсивный и нерациональный характер, учитывая воздействие общего негативного новостного фона, а также данных из непроверенных и недостоверных источников»,— предупреждает она.