Настоящий патриотизм

В оживших мемуарах

В феврале на экраны вышел киноальманах «Живые мемории. 2-й сезон», в основе которого лежат мемуары о России, ее истории и истории обычных людей. Каждая серия — это отрывок из воспоминаний, которые читают известные артисты: Инна Чурикова, Виктория Исакова, Полина Агуреева, Елизавета Боярская. «Живым мемориям» уже два года. Первый сезон был столь удачен, что грант выделили и на съемки второго. Брат и сестра Михаил и Ирина Разумовские для каждой из десяти серий (длятся 7–11 минут) выбрали личное свидетельство писателей, композиторов, художников, членов царской семьи. Эпизоды составляют альманах, который складывается в единую историю. Ирина Разумовская рассказывает о проекте так: «В наше время ярлыков и полярностей мы пытаемся показать, что наследуем страну, где все было неоднозначно и не лобово, красиво и сложно одновременно. Мемуары — отличный ключ к этому. Они всегда субъективны, их авторы и герои описывают подлинные случаи, чувства, мысли — жизнь не по шаблонам и лозунгам. Мы работаем с такой штукой, как историческая память. Каждый выбранный нами отрывок воспоминаний показывает, как и чем здесь жили люди, что у них был за уклад и мировоззрение. Наш проект, простите, если пафосно прозвучит, для всех, кто неравнодушен к прошлому — ради будущего».

Заставка проекта «Живые мемории. 2-й сезон»

Фото: проект «Живые мемории»

Проект совсем не псевдопатриотический, он мультижанровый и дорогой. Меценатов для него не нашлось, пришлось подавать на грант. Но удивили артисты. Денис Мацуев свой гонорар добавил в стипендию одного из подопечных молодых музыкантов, а Вика Исакова сразу попросила перечислить всю причитающуюся ей сумму «какому-нибудь маленькому из любого благотворительного фонда».

Чтобы отобрать мемуары в проект, Ирина и Михаил читали десятки книг-воспоминаний. В основном это «золотой век» мемуаристики XIX (тогда этот жанр соревновался с большой литературой) и трагический XX. В первом сезоне звучали отрывки из воспоминаний Всеволода Мамонтова, Михаила Нестерова, Ивана Бунина, князя Георгия Львова, великой княгини Ольги Романовой и т. д. В этом сезоне авторы другие. Каждый отрывок выбирался специально под артиста. Вот что сами исполнительницы говорят о проекте.

Инна Чурикова

Читает книгу младшей дочери и секретаря Льва Толстого Александры «Проблески во тьме»

Фото: Сергей Кузнецов, предоставлено ktomy.media

Это же так интересно — читать мемуары. Я читаю очень много такого рода книг. И всегда в них столько неожиданного, невероятного — можно писать сценарии, снимать фильмы. Но это с одной стороны. А с другой — моя героиня, Александра Львовна Толстая, она уникальный писатель, уникальнейший. Сама по себе. Она пишет так глубоко, так точно, так трагично — сразу открывается время, его герои, она сама, те, кто ее окружает. Это очень важно — читая, чувствовать время, которого уже нет.

Инна Чурикова и автор проекта Ирина Разумовская

Фото: проект «Живые мемории»

В «Живых мемориях» я читаю всего одну страницу из ее воспоминаний. Зато какую страницу! Иногда кажется, что ничего не изменилось. Александра Львовна два года провела в тюрьме, ее посадили (бедную девушку, не виноватую ни в чем, кроме того, что она любила своего отца, была все время рядом, самая любимая его дочь), не разбираясь. Об этом тяжело читать. Но мне очень хотелось, чтобы зрители почувствовали ее характер, вместе со мной поразились тому, как она все воспринимает, как открывается нам, сегодняшним. И как, увы, современно, все то, о чем она пишет. Именно этого я хотела.


Виктория Исакова

Читает воспоминания Анны Достоевской, второй жены Федора Достоевского

Фото: Сергей Кузнецов, предоставлено ktomy.media

Это такое благородное и абсолютно неблагодарное дело — просветительский проект… Я бы хотела сама смотреть такое и чтобы мой ребенок смотрел. Я люблю и автобиографии, и литературные биографии, воспринимаю это как очень познавательную и в хорошем смысле развлекательную литературу.

Виктория Исакова в студии

Фото: проект «Живые мемории»

Конечно, мне интересна моя героиня: что человек думает, как выражает свои мысли. Это большая ответственность. Не моя, как актрисы, а ее, как жены великого человека. Жертвенность и чистота в отношении к нему, огромная любовь. Она осознавала, чья она жена, растворилась в нем и в любви к нему. Ее жизнь как женщины закончилась с его уходом. Она посвятила себя хранению его наследия, открытию этого наследия миру. Надеюсь, мне удалось это передать.


Елизавета Боярская

Читает воспоминания Ольги Адамовой-Слиозберг

Фото: Сергей Кузнецов, предоставлено ktomy.media

По работе я сталкиваюсь с мемуарами довольно часто, воспоминания дают артисту больше, чем художественная книга. Это всегда большой толчок для внутреннего развития персонажа. И все-таки, когда я узнала о проекте «Живые мемории», посмотрела первый сезон, это произвело на меня колоссальное впечатление. Для меня открылись воспоминания не только великих личностей, известных каждому, но и пронзительнейшие истории простых людей, о которых я вряд ли узнала бы, не случись этого проекта.

На мой взгляд, это очень свежее, необычное, глубокое решение — сочетание сюжета, актерского исполнения, мультипликации, музыки… Я сама, будучи драматической актрисой, очень люблю балет. Тело иногда может сказать больше, чем слово. А здесь мультипликации и слово… получилось очень выразительно. Это сочетание доносит историю очень глубоко, прямо в сердце зрителю.

Елизавета Боярская на съемках проекта

Фото: проект «Живые мемории»

Для проекта я читала воспоминания Ольги Адамовой-Слиозберг, женщины, которая жила в благополучной семье, радовалась жизни и была непоколебима в вере в советскую власть. Она была искренне убеждена, что «лес рубят, щепки летят», а потом оказалась одной из тех, кто попал в лагерь. Мужа расстреляли. Многие годы Адамова провела в лагерях. Колоссальное впечатление от книги, я безумно благодарна авторам проекта, что мне удалось узнать о ней, прочитать ее. С ужасом думаю, что такая книга не одна, их очень много. А сколько ненаписанных книг, неозвученных воспоминаний.

Заставка проекта «Живые мемории. 2-й сезон»

Фото: проект «Живые мемории»

Как ни велики и страшны Солженицын, Платонов, Гинзбург… читая, ты понимаешь — есть персонажи и их судьбы… А здесь человек в буквальном смысле рассказывает свою собственную жизнь. От этого становится невыносимо страшно и жутко. Каждое слово — оно о том, что было на самом деле.


Полина Агуреева

Читает книгу воспоминаний «То, чего больше не будет» Ариадны Тырковой-Вильямс, происходившей из старинной помещичьей семьи, писательницы, журналистки, которая была в рядах дореволюционной русской либеральной оппозиции

Фото: Сергей Кузнецов, предоставлено ktomy.media

Мемуары — привлекательный жанр. Неприкрытый, очень интимный дневник человека, на страницах которого всегда виден срез времени. Я очень люблю книгу Аллы Андреевой «Плавание к небесной России». Андреева — вдова Даниила Андреева, автора книги «Роза мира». Я немножко была с ней знакома, она дружила с Петром Наумовичем Фоменко и, даже будучи слепой, приходила на все спектакли. Книга ее такая же удивительная, как она сама. Подлинный человек, подлинные слова. Все подлинное всегда интересно. «Живые мемории» — они тоже про подлинное. Я, кстати, своему сыну показала все серии. Теперь у него есть краткое представление об уникальных людях его страны, захочет — прочтет книги целиком.

Полина Агуреева на записи своего монолога

Фото: проект «Живые мемории»

Моя героиня — Ариадна Тыркова-Вильямс. Это предреволюционные годы России, разброд в общественной и социальной жизни, разброд в головах. Такое время, знаете, похожее на наше. Ее воспоминания — о людях, которых никогда не будет больше, их не вернуть. Как не вернуть помещичьего усадебного уклада, отношения к своему роду и предкам, к родным, к стране. Так хочется держать их пример в голове и сердце как камертон человеческого существования.

Записала Наталья Витвицкая

Вся лента