«Такие финансовые игры интересны только инвесторам»

Олег Богданов — о вероятности и последствиях технического дефолта

Технический дефолт в России может случиться уже 16 марта. Власти должны выполнить обязательства по госдолгу, выплатив проценты по долларовым облигациям. При этом в Минфине не раз отмечали, что будут делать это в рублях, если золотовалютные резервы России за рубежом не разморозят. От того, как поступит правительство, и зависит, будет ли объявлен дефолт, пишет Bloomberg. Ранее международные агентства понизили кредитные рейтинги страны до преддефолтного уровня. В Кремле, впрочем, говорили, что условий для этого нет. Экономический обозреватель “Ъ FM” Олег Богданов объяснил, как эта ситуация может отразиться на российских компаниях и гражданах.

Фото: Сергей Киселев, Коммерсантъ

— Если говорить о выплатах в рублях, нужно понимать техническую сторону вопроса. Насколько известно, Минфин 15 марта сформировал платежный валютный документ в уполномоченную структуру, например, европейский или американский банк. Наши компании спокойно платят в валюте, платежи по купону получили держатели облигаций «Газпрома», РЖД. Вопрос в том, каким образом пройдет маршрут от Минфина к получателю купона по российским еврооблигациям?

Если прямой счет заморожен, такой платеж банк не исполнит. Тогда кредитная организация сообщит о невозможности данного действия, так как должен соблюдаться комплаенс — санкции. Соответственно, Минфин тогда принимает решение заплатить держателям облигаций в рублях.

А дальше тоже возникает очень интересный вопрос: захотят ли держатели таких облигаций получить рублевые средства? Как пишут эксперты, в некоторых договорах в сопроводительном документе есть формула, позволяющая получать платежи в рублях. Картина в таком случае меняется полностью.

То есть сначала мы должны узнать, прошел ли валютный платеж, а потом понять, как ответят держатели облигаций. Среди них есть и купившие кредитно-дефолтный своп — страховку, которую можно потребовать через суд. Вот этот вопрос тоже интересен, и он не решается в течение двух дней, на это нужны месяцы.

16 марта станет известно, прошел ли валютный платеж. Дальше мы будем уже понимать, необходим ли следующий шаг Минфина — рублевая платежка для держателей $117 млн. В апреле сумма будет гораздо больше.

Но этот день важен именно потому, что 16 марта формируется прецедент.

При этом источники из банковской сферы сообщают, что в Европе сейчас очень серьезный спрос на рубли. Но для кого их закупают? В любом случае полностью ситуация прояснится через два месяца.

Все говорят о техническом дефолте, но он не страшен после того, что уже произошло. Гражданам вообще не стоит на этом акцентировать внимание. Такие финансовые игры интересны только инвесторам. Уже 15 марта наметился серьезный разворот в корпоративном сознании, потому что флешмоб «Уход из России» заканчивается, а зарубежный бизнес начинает возвращаться через «заднюю дверь».

Вся лента