Ozon запустил дублера
Интернет-ритейлер создал новый банк взамен попавшего под санкции
Впервые за три года в России создается новый универсальный банк: ЦБ выдал лицензию Еком-банку, подконтрольному «Озону». Прошлой весной интернет-ритейлер купил Оней-банк с базовой лицензией, а теперь с нуля создает новый. В самом «Озоне» приводят экономические аргументы, эксперты обращают внимание на попадание первого банка под санкции США.
Банк России выдал универсальную лицензию Еком-банку, главным акционером которого выступает Ozon Holdings Plc. Годом ранее холдинг уже приобрел у Совкомбанка небольшой Оней-банк (ныне Озон-банк) с базовой лицензией. Уставный капитал Еком-банка, согласно данным ЦБ, составил 3,6 млрд руб., на порядок выше, чем у Озон-банка (345 млн руб.). Правление обеих кредитных организаций возглавляет Андрей Личманов.
В «Озоне» пояснили, что «видят растущий спрос со стороны продавцов и франчайзи сети пунктов выдачи заказов на финансовые продукты».
«Помимо банков, у нас также есть микрокредитная организация. Наличие разных финансовых организаций в контуре нашего финтеха даст нам максимум гибкости для запуска разных продуктов»,— уверяют в компании.
Базовая лицензия Озон-банка имеет ряд ограничений с точки зрения запуска сложных финансовых продуктов, добавляют в «Озоне», получение универсальной лицензии рассматривали еще в прошлом году. Кроме того, в конце февраля Озон-банк попал в SDN-лист США, то есть в самый жесткий черный список. «Мы подали апелляцию в OFAC, она находится на рассмотрении, ожидаем решения американского регулятора по поводу исключения Озон-банка из санкционного списка, куда он попал ввиду того, что американский регулятор считает его аффилированным с Совкомбанком»,— сообщили в «Озоне».
По словам руководителя управления кредитного анализа УК «Ингосстрах-Инвестиции» Евгения Воробьева, в случае с Еком-банком «Озон» поступил более осторожно.
«Развитие банка с чистого листа исключает возможность негативных последствий от факта владения другим собственником, как это было в случае с Озон-банком»,— отмечает он.
Скорее всего, полагает эксперт, ритейлер будет постепенно наращивать расходы на развитие нового банка «до стабилизации обстановки». «Возможно и благоприятное разрешение ситуации с Озон-банком, но два крупных банка вряд ли сильно необходимы компании»,— говорит Евгений Воробьев.
Директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Иван Уклеин отмечает, что для онлайн-ритейла, особенно во время резко возросшего оборота в марте, важна скорость обеспечения международных трансакций: «В этих условиях, с учетом чрезвычайно осложнившихся российско-американских отношений, может оказаться проще и быстрее создать новую юридическую оболочку для бизнеса». При этом, по его словам, в нынешних условиях Банк России может «проявить гибкость в части процедурных формальных согласований» для Еком-банка.
Экономика России постепенно начинает переориентироваться в сторону Азии, так что можно ожидать быстрого роста товарооборота с Китаем, добавляют эксперты. «Вполне возможно, что "Озон" в своей стратегии предусмотрит более широкое присутствие в странах Азии, в том числе и через формат представительств банка»,— говорит господин Воробьев.
Источник “Ъ” на рынке поясняет, что универсальная лицензия дает возможность открывать представительства. По его информации, маркетплейс также активно развивает операции и привлекает продавцов в СНГ.
Последний раз новый банк в России — Банк 131 — был создан три года назад (см. “Ъ” от 27 марта 2019 года) с базовой лицензией. По словам советника председателя правления Банка 131 Анны Кузьминой, действия «Озона» выглядят обоснованными — на универсальной лицензии можно сделать гораздо больше сложных продуктов: «Однако сложно игнорировать тот факт, что создание Еком-банка происходит сразу после попадания старого банка "Озона" в санкционные списки — возможно, что решение об открытии нового банка принято с целью обезопасить бизнес от дальнейших ограничений».