«Главное — территориальный вопрос»
Дмитрий Дризе — о перспективах нейтралитета Украины
Шведский или австрийский нейтралитет. В Москве и Киеве говорят о шансах найти компромисс на двусторонних переговорах. В частности, рассматривается предложение о том, что Украина может стать нейтральным государством с правом иметь армию по примеру Швеции или Австрии. В Кремле “Ъ FM” подтвердили, что подобные варианты можно обсуждать. Однако ключевой вопрос остается неизменным — это статус Крыма и Донбасса. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе не исключает появления и других компромиссных вариантов.
Появилась какая-никакая конкретика, по крайней мере, есть что обсуждать. Украина может стать нейтральной страной, но со своей армией. Еще есть требование Киева, что нейтралитет должен быть гарантирован группой стран. Среди таковых желательно присутствие и тех, кто обладает ядерным оружием.
Члены российской делегации впервые предметно прокомментировали текущую переговорную ситуацию. До этого были лишь общие фразы и пожелания, чтобы консультации шли в тишине, при том что украинская сторона не стесняет себя молчанием и охотно рассуждает на данную тему. И вот глава переговорной группы от Российской Федерации Владимир Мединский рассказал о шведском или австрийском варианте украинского нейтралитета, который предлагают коллеги в качестве компромисса. Что же, можно поговорить об этом подробнее.
Швеция на сегодня занимает одну из наиболее жестких позиций в отношении Москвы. Стокгольм поставляет Украине современные противотанковые гранатометы типа Carl Gustaf M4 производства корпорации Saab. Страна недавно приняла оборонную доктрину, которая предусматривает к 2025 году полное закрытие неба посредством размещения дополнительных батарей американских противоракетных комплексов Patriot. В качестве угрозы, то есть от кого они собираются закрываться, называются российские оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер». К слову, главное требование Владимира Зеленского к западным союзникам — это как раз «закрыть небо».
Что касается процветающей Австрии, эта горная республика меньше Украины по территории и населению в семь и в четыре с половиной раза соответственно. Сложно здесь как-то сравнивать стратегический и оборонный потенциал этих стран. И тем более рассуждать о том, что такого рода государство в каком-нибудь отдаленном будущем даже теоретически решится напасть на Россию. Так что шведский вариант видится более логичным.
Вопрос только в том, насколько это соответствует целям демилитаризации. Таким образом, мы подходим к тому, что главное — это так называемый территориальный вопрос, все остальное — лишь красивые рассуждения и не более. Решить его можно, и предложения на этот счет имеются. Однако все это предусматривает последовательный компромисс с обеих сторон. Не стоит пускаться в дальнейшие рассуждения на этот счет.
Нужно лишь сказать, что фактически началась гонка претендентов на право войти в историю и принять российско-украинский саммит.
Список кандидатов сократился: Москва вычеркнула из него участников антироссийских санкций. В результате на сегодня есть два соискателя — Израиль и Турция. Так что ждем как минимум новых вариантов и предложений.
Читайте мнения политического обозревателя Дмитрия Дризе — эксклюзивно в Telegram-канале “Ъ FM”.