Российский нефтеэкспорт может просесть на треть
В МЭА ожидают снижения поставок из РФ
Из-за санкций и отказа части зарубежных покупателей от покупки Urals российский экспорт нефти и нефтепродуктов может снизиться с «мирных» 8 млн баррелей в сутки (б/с) до 5,5 млн б/с. С таким прогнозом в среду выступило Международное энергетическое агентство (МЭА). Его аналитики отмечают, что найти на рынке замену российской нефти ее импортерам будет трудно, так как Саудовская Аравия и ОАЭ продолжают придерживаться обязательств по соглашению ОПЕК+, а Иран и Венесуэла все еще находятся под санкциями.
В вышедшем в среду мартовском отчете МЭА отмечается, что до начала военной операции на Украине Россия экспортировала около 5 млн б/с нефти и 3 млн б/с нефтепродуктов. Теперь же поставки могут существенно сократиться — на 1,5 млн и 1 млн б/с соответственно, то есть в совокупности с 8 млн до 5,5 млн б/с. В агентстве отмечают, что нефть из РФ продолжает поступать на рынок прежде всего благодаря долгосрочным контрактам. В части же краткосрочных контрактов наращиваются усилия по доставке нефти из РФ неевропейским покупателям, в том числе в Индию и Китай.
В целом в МЭА ожидают, что темпы роста мирового спроса на нефть и нефтепродукты в этом году затормозятся — с 3,2 млн б/с, которые ожидались в феврале, до 2,1 млн б/с. Это значит, что мировой спрос в 2022 году составит примерно 99,7 млн б/с. Агентство сообщает, что общие коммерческие запасы нефти и нефтепродуктов стран ОЭСР в январе сократились на 22,1 млн баррелей, до 2,62 млрд баррелей — что меньше среднего показателя за последние пять лет на 336 млн баррелей.
Нынешний показатель запасов является историческим минимумом последних восьми лет.
В отчете указывается, что в феврале страны соглашения ОПЕК+ выполнили его условия на 137% — после 127% в январе. Так что общая добыча оказалась на 1,1 млн б/с меньше разрешенного соглашением уровня. Участники ОПЕК+ в феврале должны были нарастить добычу нефти на 400 тыс. б/с, но смогли выполнить этот план только на треть. Предложение нефти из РФ в феврале снизилось на 20 тыс. б/с, до 10,05 млн б/с (с 10,07 млн б/с в январе).
Для компенсации возможного дефицита на рынке из-за российских проблем у Саудовской Аравии и ОАЭ есть резервные мощности в размере 2 млн и 1,1 млн б/с соответственно. Однако в МЭА подчеркивают, что эти страны всегда заявляли о намерении твердо придерживаться соглашения ОПЕК+ с его ограничениями по добыче. В случае же если будет принято иное решение, для наращивания добычи потребуется от четырех до восьми недель, указывают в МЭА — отмечая, что конкретных шагов в этом направлении не наблюдается. Проблему частично могло бы решить наращивание поставок нефти из Ирана. По данным МЭА, в случае снятия санкций с этой страны иранский экспорт может увеличиться примерно на 1 млн б/с уже в течение шести месяцев. Потенциальное снятие санкций США с Венесуэлы может дать мировому рынку еще 200–300 тыс. б/с по истечении трех-четырех месяцев.
Впрочем, для поддержания добычи венесуэльской нефтяной отрасли, по мнению МЭА, потребуются инвестиции. Кроме стран ОПЕК+, поставки могут увеличить США, Канада, Бразилия и Гайана.
Напомним, что 1 марта МЭА объявило, что страны-участники этой организации договорились о высвобождении 60 млн баррелей нефти из резервов (см. “Ъ” от 2 марта). В обзоре уточняется, что «взносы» стран в итоге составят 62,7 млн баррелей (3% резервных запасов), из которых США внесут почти половину.