Балтийский зерновой терминал нашел злачное место в Усть-Луге
ГК «Содружество» определилась с местом перевалки
Завтра, 18 марта, на заседании межведомственной комиссии комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области будет рассмотрен вопрос о реализации проекта Балтийского зернового терминала в Усть-Луге. Инвестор, ГК «Содружество» Александра Луценко, принял решение о переносе проекта Балтийского зернового терминала из бухты Батарейная в Усть-Лугу и получил одобрение губернатора региона Александра Дрозденко. Мнения экспертов относительно удорожания проекта за два года его приостановки разошлись, но аналитики единодушны в оценке экономической и стратегической целесообразности проекта.
В мае 2020 года правительство РФ отдало под строительство зернового терминала территорию бывшей базы подлодок в бухте Батарейная в Ломоносовском районе Ленинградской области. В июне того же года власти 47-го региона отозвали свое согласование на размещение объекта в бухте (см. «Ъ-СПб» от 23.06.2020), ссылаясь на недовольство жителей и необходимость проведения независимой экспертизы с привлечением Минприроды РФ. В марте 2021 года правительство региона предложило на рассмотрение инвестору альтернативные участки в Усть-Луге (см. «Ъ-СПб» от 23.03.2021).
На днях пресс-служба областного правительства сообщила, что ГК «Содружество» приняла предложение о перемещении терминала в Усть-Лугу. «Область готова поддержать компанию и сделать все, чтобы проект, направленный на переориентацию российских транспортных потоков на Балтике, был реализован»,— отметил губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.
Параметры проекта не разглашаются. «Слишком много внешних и внутренних факторов, которые могут повлиять на реализацию проекта, поэтому будет правильнее говорить о деталях после окончательного согласования проекта правительством региона»,— сказал «Ъ-СПб» генеральный директор ООО «УК "Содружество"» Александр Шендерюк-Жидков.
По данным ЕГРЮЛ, оператор терминала ООО «Балтийский зерновой терминал» зарегистрирован в Ломоносовском районе Ленобласти с 11 февраля 2019 года. Владельцем компании является «Содружество Рус», входящее в ГК «Содружество» Александра Луценко. ГК «Содружество» называет себя крупнейшим переработчиком масличных культур на территории СНГ. Александр Луценко и семья занимают 103-ю строчку в рейтинге «200 богатейших бизнесменов России — 2021» по версии Forbes с состоянием $1,2 млрд.
В 2020 году объем инвестиций в проект оценивался в 35 млрд рублей с учетом вложений 8 млрд в устройство акватории и подходного канала. «Стоимость реализации проекта за два года могла существенно увеличиться,— предполагает главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов.— Обозначенную цифру в 35 млрд рублей необходимо пересматривать в сторону увеличения на 25–30%. Такой объем инвестиций потребует привлечения заемных средств, стоимость которых также возросла. Учитывая экономическую целесообразность проекта, не исключено, что тут понадобятся элементы господдержки в виде частичного субсидирования кредитных линий».
Другого мнения придерживается генеральный директор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров: «С точки зрения инфраструктуры строительство в Усть-Луге выглядит более целесообразным, а за счет отсутствия необходимости строительства морского подходного канала бюджет проекта даже в условиях резкой девальвации рубля может остаться на уровне 35–40 млрд рублей. Санкции против России не затрагивают поставки продовольствия, поэтому актуальность проекта сохраняется».
«Новость о переносе зернового терминала в Усть-Лугу относительно хорошая,— считает эколог Александр Карпов.— Радует, что терминал не построят в бухте Батарейная — одном из немногих чистых рекреационных мест Ленобласти. Но вызывает опасение то, что Балтийский зерновой терминал станет еще одним звеном в караване проектов Усть-Луги, которые по закону не обязаны проходить через процедуру общественного обсуждения и не требуют одобрения со стороны населения. Масштаб экологических последствий может огорчить нас в будущем».
Балтийский регион не является ключевым по перевалке зерна, объясняют эксперты. В России основные мощности сосредоточены на юге страны. Рынки сбыта зерновых были ориентированы на страны, имеющие выход к Черному, Средиземному и Красному морям. Европейский союз не был главным регионом сбыта, основными потребителями отечественного зерна традиционно считались Турция, Иран, Египет и другие африканские страны. На Евросоюз больше была ориентирована Украина. «Полагаю, что в сложившейся геополитической ситуации для России открываются новые перспективы по выходу на новые рынки сбыта. Предположу, что для этих целей может использоваться Северный морской путь как ключевая магистраль для переориентации экспорта в страны АТР. Строительство новых перевалочных мощностей на Балтике в целом неизбежно, так как российские экспортеры пользовались мощностями прибалтийских государств ЕС. В будущем, судя по всему, такое сотрудничество может полностью прекратиться»,— говорит господин Антонов.