Умеренный кризис без уверенного выхода
Прогнозы динамики макропоказателей пока стабилизируются
Первые и пока основанные на предварительных оценках прогнозы макроэкономической динамики на 2022 и последующие годы постепенно сближаются. Предварительная оценка ЦМАКП делает акцент на проблемах рынка труда — росте безработицы с пиком предположительно до 7–8% по МОТ. Спада ВВП в 2022 году большинство экспертов ожидают сейчас на уровне 8%, прогнозы по инфляции — порядка 20% годовых. Основная неопределенность — не столько мировые санкции в ответ на военную операцию РФ на Украине, сколько риски изменения экономической политики внутри России: все расчеты аналитиков строятся на предположении о ее стабильности при постоянном санкционном давлении на нынешнем уровне.
Постепенно появляются первые, пока очень предварительные прогнозы динамики основных макропоказателей на 2022 и последующие годы. Напомним, до последнего дня главной оценкой были результаты опроса Банком России независимых аналитических структур, собранные до 9 марта,— в них не было прогнозов динамики безработицы. В свою очередь, представители МВФ 14 марта отказались от обнародования предварительного прогноза по РФ. Возможны публикации отдельных оценок Банка России 18 марта, когда пройдет заседание совета директоров ЦБ по ключевой ставке.
Оценки Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогноза (ЦМАКП) в аналитической записке «О некоторых параметрах среднесрочного прогноза: адаптация к условиям санкций» (.pdf) также пока предварительны, но важны попыткой реалистичного прогноза потерь в торговом балансе, с одной стороны, и изменений на рынке труда и динамики безработицы — с другой. Сценарии ЦМАКП предполагают существенные ограничения российского импорта товаров (70–80% инвесттоваров из стран—инициаторов санкций, 50% по комплектующим, 25% по потребтоварам с компенсацией на 10% поставками из стран АТР) и услуг (70–80%) при относительно умеренном сокращении экспорта (но ограниченных возможностях получения прибыли резидентами РФ при росте цен на экспортные commodities). Как подтверждают в ЦМАКП, по их расчетам, сальдо торгового баланса в перспективе первых трех лет и более будет сильноположительным ($290–300 млрд в 2022 году, $120–140 млрд в 2024 году), предельные оценки оттока по капитальному счету в 2022 году — $200 млрд.
В ЦМАКП предполагают, что при сохранении существующей денежно-кредитной политики (ДКП) после инфляционного шока (20–23% в 2022 году) произойдет быстрая стабилизация: снижение инфляции к 7,7–8% в 2023 году и 5,5–6% в 2024 году, это примерно соответствует некомплексным оценкам ЦР ВШЭ и экспертной панели ЦБ.
Сбои в критически важном импорте промежуточных товаров и оборудования, полагают экономисты, без решения проблемы продолжат спад ВВП в 2023 году на уровне 2,0–2,3% и в 2024 году 0,3–0,5% — это основное отличие этого прогноза от прогноза панели ЦБ. Чуть хуже, чем у экспертов Банка России, оценки спада реальных зарплат (4%, 2022 год), есть оценка спада реальных располагаемых доходов: 7–7,2% в 2022 году.
На первом плане, полагают эксперты, проблемы рынка труда — они не могут решиться быстро. В ЦМАКП предварительно предполагают рост безработицы в 2022 году до 7–7,3% по МОТ с последующим движением в область 8%: режим «сверхзанятости» в РФ исчезает, возникает проблема «новой бедности» в пока неоцениваемых масштабах, поэтому неизвестно, способно ли государство смягчить потери доходов части населения социальными выплатами.
Как и другие прогнозы, анализ ЦМАКП предполагает и долгосрочность санкций, неизменность модели ДКП ЦБ и умеренный отход от комплементарной к ней бюджетной политики Минфина (лишь временный отказ от бюджетного правила в 2022 году, финансирование дефицита бюджета из ФНБ и внутреннего госдолга на уровне плюс 10% к текущим планам).
Возможность другой конструкции ДКП обсуждать рано, говорят экономисты, подчеркивая, что решение об обязательной продаже 80% валютной выручки сильно облегчает реализацию нынешней ДКП.
Отметим, что вопросы о ДКП и состоянии рынка труда хотя и не прямо, но связаны на политическом уровне. Краткосрочные риски здесь не столько в масштабах начавшегося экономического кризиса (и ЦМАКП, и другие эксперты пока говорят о локально умеренном и неразрушительном спаде ВВП), а в прочности текущей бюджетной и экономической политики на ближнем горизонте: полное отсутствие попыток ее изменить при уже существующем тренде на усиление внутриполитической реакции выглядело бы необъяснимо.