«Кризис может стать точкой роста для отечественной кинопромышленности»

Как уральская киноиндустрия адаптируется к новым условиям

Киноиндустрия в Свердловской области пытается адаптироваться к нестабильной экономической ситуации, вызванной спецоперацией России на Украине. «Ъ-Урал» узнал, как новая реальность отразилась на съемках, кинопрокате и востребованности уральских авторов, актеров и режиссеров.

Свердловская киностудия

Фото: Евгения Яблонская, Коммерсантъ

Главным центром кинопроизводства на Урале вновь становится Свердловская киностудия. После смены топ-менеджеров в 2021 году на ней начался масштабный перезапуск: проводится техническая модернизация, запущены в работу несколько игровых и неигровых проектов, открылись наборы в бесплатную «Школу кино», где организовано профессиональное обучение по востребованным специальностям кинопроизводства.

Как рассказал «Ъ-Урал» первый заместитель генерального директора, креативный продюсер Свердловской киностудии Евгений Григорьев, ситуация, которая складывается из-за военной операции на Украине, вносит корректировки в текущее кинопроизводство. «Ситуация еще не сложилась, она только складывается. Но планы нужно корректировать, потому что практически все оборудование в российской киноиндустрии импортное. Кризис может стать точкой роста для отечественной кинопромышленности. У нас, например, есть прекрасные оптико-механические заводы. Может быть, там станут производить импортные аналоги для киноиндустрии. Возможно, будем покупать что-то в Китае»,— отметил он.

По его словам, у киноиндустрии есть какой-то запас прочности.

«Свердловская киностудия успела купить в лизинг две современные камеры: одну для игрового кино, другую — для документального. Будем работать над обновлением материально-технической базы и дальше»,— пояснил Евгений Григорьев.

В планах киностудии выпуск игрового фильма «Сломя голову» и документальной картины «Нелюбимка» об уральском музыканте Niletto. Организована документальная кинолаборатория, результатом работы которой станет альманах «Код города» (выход приурочен к 300-летию Екатеринбурга).

По словам господина Григорьева, сейчас трудно предсказать, повлияет ли приостановка кинопроката голливудских лент в России на развитие отечественного кинопроизводства. Зарубежные картины занимали большую часть сетки проката в кинотеатрах, однако заполнить освободившееся место в графике российскими картинами может быть затруднительно. Производство полнометражного фильма, как правило, занимает около полутора лет, и даже если лишение российского кинопроката мировых премьер и послужит поводом для толчка в развитии отечественного кино, в ближайшие месяцы кинотеатрам будет просто не хватать новых российских картин для проката.

«Чем мы сейчас можем заполнить кинотеатры, чтобы они не остались без кинолент? У нас есть золотые коллекции наших опорных киностудии: Мосфильма, Ленфильма, Свердловской киностудии. У нас есть запас картин, которые уже были в прокате, и есть большое количество достойных фильмов, которые могли раньше видеть только посетители кинофестивалей. Возможно, у этих фильмов появится второй шанс»,— отметил господин Григорьев.

Ранее кинодистрибьютер «Наше кино» сообщал, что с 24 марта выпустит в повторный прокат картины Алексея Балабанова «Брат» и «Брат-2», а с 7 апреля — фильм Клима Шипенко «Салют-7». Кроме того, после окончания объявленных Дней тишины возобновил кинопрограмму Ельцин Центр: на языке оригинала можно посмотреть лучшие фильмы из программы Лондонского фестиваля независимой анимации LIAF 2022, вторую часть трилогии польского режиссера Кшиштофа Кесьлевского «Три цвета: Белый» и другие фильмы.

Как рассказала «Ъ-Урал» создатель агентства «Слава», занимающегося продвижением сценаристов и артистов кино, Елена Пулинович, уральцы в последнее время были востребованы в киноиндустрии постоянно. «Приходят запросы как от московских кастинг-директоров и продюсеров, так и от наших. Сейчас у наших авторов и актеров в запуске три сериала, пять полнометражных фильмов»,— сообщила она.

Так, артист екатеринбургского Центра современной драматургии Сергей Колесов появится в одной из больших ролей во втором сезоне известного сериала «Территория» (производство компании «Good Story Media»), съемки которого, прошли на Урале.

Екатеринбургские артисты примут участие и в других проектах «Good Story Media». Илья Белов, известный по картине «Последняя «Милая Болгария»» Алексея Федорченко, сыграет в сериале «Куба». Актриса Центр современной драматургии Варвара Брылина снимется в полнометражном фильме «Дед» и сериале «Крепостные». Драматург и сценарист Ярослава Пулинович заканчивает работу над большим сценарием по повести Галины Щербаковой.

«Знаю от коллег, что некоторые проекты, которые были уже в запуске приостановлены, какие-то отменились, к сожалению. Но лично у нас не закрылся ни один. Думаю, повторится та же ситуация, которая сложилась после первой волны пандемии. Сначала индустрия просела, люди не знали, как быть и снимать в новой реальности. Но когда оправились более-менее, темп набрали даже более стремительный, нежели раньше»,— пояснила Елена Пулинович.

Не прекращается работа и над независимыми кинопроектами в Екатеринбурге. Готовится к производству дебютная полнометражная картина режиссера Антона Елисеева «Русская сказка», съемки которой пройдут на Урале.

В 2021 году Антон Елисеев стал победителем программы «Короткий метр» 32-ого «Кинотавра» с фильмом «Хорошая девочка Лида». Режиссер сообщил «Ъ-Урал», что новая картина будет поставлена по мотивам одноименной пьесы драматурга Романа Козырчикова — ученика школы Николая Коляды и автора сценария «Хорошей девочки Лиды». Проект стал победителем конкурса кинодебютов «Региональное кино России», который проводит фонд поддержки кинематографа «Пример интонации» Александра Сокурова. «Сейчас мы занимаемся доработкой сценария и скоро приступим к кастингу и поиску локаций»,— рассказал Антон Елисеев.

Анастасия Живага

Вся лента