Товары пройдут через третьи руки
К чему может привести легализация параллельного импорта
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступила за разрешение ввоза «серой» продукции в Россию. Речь идет о параллельном импорте, когда товары поставляются через третьи страны без уведомления об этом производителя. Антимонопольщики обсудили эту меру с основательницей маркетплейса Wildberries Татьяной Бакальчук, которая инициативу поддержала. В ближайшее время ФАС намерена встретиться и с другими крупными игроками российского рынка.
По оценкам антимонопольной службы, легализация «серой» продукции позволит насытить внутренний рынок товарами после ухода из страны значительной части зарубежных производителей. Исполнительный директор ассоциации «Русбренд» Алексей Поповичев, впрочем, считает, что не все так однозначно: «Конечно, стоит вопрос насыщения рынка. С другой стороны — разочарование потребителя, потому что зачастую ему продают контрафакт под видом оригинальной продукции. Как в этих условиях правительство защитит потребителя именно от таких товаров?
В конечном счете правообладатель заинтересован именно в этом, поскольку если покупатель хочет приобрести оригинальный продукт, а берет контрафакт, и свойства этого товара не соответствуют заявленным, он в первую очередь склонен винить в этом оригинального производителя, полагая, что снизилось качество, а это не так. И отношение к контрафакту в разных категориях продукции тоже различается. Человек, который приходит на открытый рынок за штанами, прежде всего обращает внимание на стоимость и качество и только потом смотрит на логотип.
Как та же компания Wildberries сможет насытить рынок товаром — вопрос, потому что на сегодняшний момент, насколько мы знаем, международная онлайн-торговля сдерживается теми проблемами, из-за которых крупные международные поставщики не могут доставить товар в Россию, логистическими. И почему параллельные импортеры смогут лучше организовать доставку товара в Российскую Федерацию, чем оригинальные компании, не знаю».
По мнению председателя московской коллегии адвокатов «Фокин и партнеры» Владимира Фокина, предложение ФАС может заинтересовать некоторых западных поставщиков. Впрочем, риски для российской стороны остаются, отмечает эксперт. Например, существенные неустойки за нарушение условий контракта. «Здесь действует принцип воды: если нельзя сделать прямую поставку, что мы наблюдаем сейчас, доставка в Россию запрещена, но при этом через третью страну ввозить можно.
Коммерсанты — люди, которые зарабатывают деньги. То есть политика политикой, все понятно, но деньги зарабатывать нужно, и спрос всегда найдет свое предложение, и наоборот. Если нельзя отправить товар прямо, значит, придется через вторую, третью страну. Мы это видели на протяжении последних 20 лет по разным санкционным сделкам. Вопрос только в выстраивании маршрута, длительности и стоимости. Да, возможно, это удорожит логистику, например. Может, переупаковка, перефасовка, локализация.
Что касается рисков для компаний, которые собираются продавать в обход, во многих случаях дешевле разорвать какой-то рискованный контракт и выйти на новые переговоры, на перезаключение, потому что стороны обязаны исполнять договор. Но всегда есть условие для его расторжения. Потери при этом бывают, и достаточно часто, но они меньше, чем дельнейшие возможные риски. И здесь вопрос в том, потерять рубль сейчас и выйти на переговоры или сберечь его, но потом ставить на карту 10 рублей.
Второе — это вопросы отношений между государственными органами и участниками сделки. Например, у нас таможня не пропускала брендовые товары без соответствующих соглашений по интеллектуальной собственности. То есть мы можем договориться как угодно, но таможня не пустит. Вопрос же не только в том, что наша не пропустит, должна же еще выпустить та, с чьей территории происходит экспорт. Это тоже нужно принимать во внимание. В текущей ситуации, учитывая, что идет экономическое противостояние, вполне возможно, что препоны могут ставиться на уровне каких-то выпускающих госорганов»,— говорит Фокин.
Идея с легализацией параллельного импорта товаров также обсуждается в правительстве. Так, председатель комитета Госдумы по экономической политике Максим Топилин рассказал «Российской газете», что власти определят перечень товаров, которые можно будет ввозить в страну без разрешения производителя. Об этом же заявил и глава Роспатента Юрий Зубов.