«Экосистема Google куда больше интегрирована в нашу жизнь»
Михаил Гуревич — о блокировках зарубежных площадок
YouTube в России могут заблокировать до конца недели: Роскомнадзор потребовал от Google «прекратить распространение угроз» в адрес россиян и трансляцию «антироссийских роликов». Как говорится в сообщении ведомства, действия администрации YouTube «носят террористический характер и угрожают жизни и здоровью российских граждан». По словам источника «РИА Новости», введение санкций в отношении видеохостинга отложили из-за дела над Meta. 21 марта Тверской суд Москвы должен рассмотреть заявление Генпрокуратуры о признании владельца Facebook и Instagram экстремистской организацией. Обе площадки уже заблокированы в России. Обозреватель “Ъ FM” Михаил Гуревич задумался, каким и насколько быстрым будет эффект после отключения соцсетей и видеохостинга YouTube.
Многие из посещавших Турцию наверняка сталкивались с ситуацией, когда прямо на ресепшене гостиницы вместе с ключами от номера портье предлагал бумажку с инструкцией по обходу блокировок YouTube, Facebook или какого-нибудь еще международного сервиса. История взаимоотношений официальной Анкары с IT-гигантами богата на подобные примеры. Каждые два-три года турки обижаются на размещенный контент, запрещают доступ, а спустя какое-то время конфликт рассасывается, и все возвращается на круги своя.
Повторится ли это в России, можно будет обсуждать лишь после того, как закончатся военные действия. Пока же процесс ограничений лишь набирает обороты. Соцсети Meta Platforms и Twitter уже доступны только через VPN. Сегодня в Тверском районном суде будут рассматривать дело о признании Meta экстремистской организацией. Вслед за этим явно наступит очередь и YouTube, в работе которого Роскомнадзор на прошлой неделе увидел действия террористического характера.
Медлительность властей в отношении крупнейшего видеохостинга легко объяснима. Во-первых, большинство пользователей ищут там вовсе не политические ролики, а всякого рода развлечения. Этим группам населения и так сейчас тяжело, не стоит отрывать их лишний раз от просмотра любимого контента. А во-вторых, это, по сути, объявление войны всей компании Alphabet. Начиная ее в нынешнее непростое время, очень важно продумать, предусмотреть и постараться предотвратить все возможные негативные последствия. Экосистема Google куда больше интегрирована в нашу жизнь, чем Facebook, Instagram и WhatsApp вместе взятые.
Если в штаб-квартире корпорации решат нанести ответный удар, то мало не покажется никому. Собственно, противостояние уже началось: не работает опция оплаты по телефону и приостановлена монетизация рекламной сети. Далее могут последовать отключения карт, почты, офисных приложений, образовательных платформ и файловых хранилищ.
Но и это еще цветочки. Не стоит забывать, что Google предоставляет публичные сервера адресов для разнообразной бытовой техники, подключаемой к интернету. И отдельной гигантской проблемой может стать устойчивость работы сквозной авторизации, которую используют разные сайты, и, конечно, операционной системы Android. Речь идет не только о смартфонах, но еще и о телевизорах, часах и автомобильных системах. Конечно, никакого одномоментного обрушения не произойдет, и все эти сервисы в перспективе заменяемы на российские или китайские аналоги.
Однако прежде чем дергать рубильники, стоило бы попробовать урегулировать вопрос на дипломатическом уровне.
Не зря же в последние годы все чаще о проблемах с зарубежными интернет-компаниями говорили именно представители МИДа. Усилия внешнеполитического ведомства наверняка будут эффективнее угроз прокуроров и регуляторов. Тем более что и у Google есть богатый опыт особых отношений с Китаем, Вьетнамом и вышеупомянутой Турцией. Впрочем, если достичь компромисса не получится даже у Сергея Лаврова, то остается уповать на то, что технологическое импортозамещение пройдет не столь болезненно, как это выглядит на данный момент.