Сезон охоты
Всероссийский союз страховщиков обнародовал рейтинги угонозащищенности автомобилей
«Такое исследование ВСС проводит третий раз, в этом году оно сделано на фоне ожидания резкого увеличения количества угонов, вызванного изменением экономической ситуации в РФ» — говорится в релизе, разосланном накануне публикации итогов. В принципе, мы уже не раз это проходили. Снижение уровня жизни, рост безработицы всегда приводили к росту криминала, в том числе связанного с автомобилями. В этом году дополнительную тревожность этим ожиданиям добавляет нарушение логистических цепочек. Как говорят эксперты, запчастей на российских складах хватит на пару месяцев, а когда они закончатся, источником «запчастей» станут автомобили граждан.
В принципе, можно было бы воспользоваться рейтингами «угонопригодности», которые составляют заграничные организации. Например, еще в 1969 году в Великобритании на фоне возросшего числа угонов автостраховщиками была создана некоммерческая организация — Thatchem, с тех пор ежегодно публикующая свои отчеты. Но проблема состоит в том, что в России и список самых востребованных автомобилей несколько иной. Те, модели, интерес к которым совпадает у нас и у них, имеют для отечественного рынка совсем иную комплектацию. Да и схемы криминального мира отличаются своей национальной спецификой.
Для тестирования были отобраны 18 наиболее популярных на российском рынке моделей автомобилей — на основании данных о количестве продаж, проникновении страхования и угоняемости. Тестирование машин производилось в соответствии со специально разработанной и утвержденной ВСС методикой.
Эксперты, в частности, оценивали защищенность автомобиля от несанкционированного проникновения. Например, от так называемого «отжимания дверей», которое позволяет проникнуть в салон, не разбивая стекол и не ломая личинку замка. Опытным путем удалось выяснить, что у ряда моделей, участвовавших в исследовании, дверь относительно легко отжимается от кузова чуть не на сантиметр, в щель вставляется пневмокомпрессор, и дальше замок открывается с помощью проволоки. Точно так же с помощью проволоки удалось открыть и капоты ряда моделей, участвовавших в тесте. Отдельное испытание — на защищенность блока управления двигателем. Чтобы не тратить время на борьбу с иммобилайзером, преступники часто приходят со своими «электронными мозгами». Так вот, проходившие исследования модели имели разную степень защиты от подобного рода противоправных действий — речь в основном о механических средствах защиты: металлических пластинах и болтах, затрудняющих быстрый доступ к блоку управления. Наконец, еще одно средство, повышающее угонозащищенность — это нанесение на самые разные детали автомобиля, в том числе в местах сразу глазу незаметных, особой маркировки — тысяч микроточек со специальным PIN-кодом, привязанным к VIN-номеру. Последним последние годы оснащала свои автомобили марка Lexus, что безусловно сказалось на ее лидерстве в общем рейтинге.
Впрочем, как мы знаем, каждая модель автомобиля имеет свои уникальные особенности. Многие из нас, вероятно помнят те времена, когда по Москве ездило много Porsche Cayenne без фар — следствие простоты демонтажа этого оборудования и его высокой стоимости на криминальном рынке.