Глобальный фондовый рынок стабилен
О ситуации на биржевых площадках, работе брокеров в текущих условиях и о том, какие шаги предпринять розничным инвесторам для защиты своих сбережений, мы поговорили с директором филиала ИК «Фридом Финанс» в Воронеже Екатериной Хатунцевой.
— Как Вы оцениваете текущую ситуацию и ее влияние на макроэкономику, а также на фондовые площадки?
— Мосбиржа не проводит торги ценными бумагами уже больше двух недель, и пока не известны точные сроки начала полноценной работы фондовой секции. При этом регулятор и профильные организации прикладывают все усилия для того, чтобы при возобновлении торгов исключить или свести к минимуму риски для частных инвесторов, число которых в этом году превысило 20 млн. Однако СПБ Биржа после короткого перерыва возобновила торги иностранными бумагами.
В целом важно отметить, что глобальный фондовый рынок стабилен, хотя и затронут текущим усилением геополитической напряженности. На него сейчас гораздо более значительное влияние оказывает повышение ключевой ставки ФРС, которое запустило цикл ужесточения монетарной политики.
— Насколько стабильна валютная пара USD/RUB? В последнее время курс просто улетал в облака.
— Банк России активно защищает национальную валюту. Во-первых, ключевая ставка была резко поднята до 20%, что в моменте сделало невыгодным брать кредит в рублях и переводить их в доллары. Кроме того, были введены заградительные комиссии на покупку валюты, лимиты на снятие и вывод денежных средств и некоторые другие меры, что позволило сдержать спекулятивный спрос, пик которого, по всей видимости, был пройден.
— Как в вашей компании оценивают перспективы российского фондового рынка?
— Во-первых, на фоне разгона инфляции мы сейчас наблюдаем мощнейшее сырьевое ралли. Несмотря на санкции, российские нефтегазовые и металлургические компании пока не испытывают особых неудобств. Это, конечно, будет серьезным драйвером роста для эмитентов из сырьевого сектора.
Во-вторых, многие инвесторы рассматривают серьезную просадку российских бумаг как хорошее окно возможностей на долгосрочную перспективу.
В-третьих, мы знаем хороший пример роста фондового рынка в условиях санкций и сильной инфляции: в Иране капитализация его компаний за четыре года выросла в 20 раз.
Мы надеемся, что в ближайшей перспективе торги на российском фондовом рынке возобновятся. Но надо быть готовыми к тому, что в первое время волатильность на биржевых площадках будет очень высокой.
— Как себя чувствует ваша компания в столь непростых условиях?
— Изначально Freedom Finance создавалась с прицелом на иностранные ценные бумаги. Наша компания раньше прочих брокеров начала активно предлагать клиентам на постсоветском пространстве акции нероссийских эмитентов. В итоге сейчас как в корзине компании, так и в портфелях ее клиентов совсем немного российских бумаг. Как следствие, с этой точки зрения ни мы, ни наши клиенты практически не пострадали.
Наш топ-менеджмент в последние три недели работал буквально круглыми сутками, чтобы сохранить все торговые линии и защитить интересы всех текущих и будущих клиентов. В итоге все ключевые процессы были перестроены, и сейчас мы обеспечиваем бесперебойную торговлю ценными бумагами. В последние дни мы открываем множество новых клиентских счетов и готовим к выводу на рынок финансовые продукты на базе нашего дочернего банка в Казахстане.
— Посоветуйте, пожалуйста, что делать инвесторам, чтобы защитить сбережения.
— С 9 марта российским инвесторам вновь стали доступны 1,6 тыс. ценных бумаг международных компаний, торгующихся на СПБ Бирже. Мы полагаем, что акции зарубежных эмитентов — это главный инструмент, позволяющий обезопасить свои деньги от влияния рыночных и кредитных рисков России, а также от девальвации рубля. Хочу подчеркнуть, что, на наш взгляд, иностранные ценные бумаги в данной ситуации куда надежнее, чем кэш, с учетом текущих валютных ограничений. Как следствие, я рекомендовала бы не продавать иностранные ценные бумаги, если они уже есть в портфеле. Это будет хорошим хеджем. Но главное — обезопасить эти активы, переведя их в зарубежные депозитарии.
Держателям российских ценных бумаг я также не советовала бы выходить из позиций, как только откроется Мосбиржа, поскольку избавляться от активов на паник-сейле — это обычно плохое решение. Если докупать российские бумаги — то с очень большой осторожностью и готовностью держать их два-три года, пока котировки не восстановятся.
Рублевые средства я бы рекомендовала разместить на брокерском счете. В нашей компании есть возможность передвинуть эти деньги к другому брокеру в составе холдинга, но зарегистрированному в зарубежной юрисдикции. Потом можно будет перевести эти средства в доллары и приобретать на них ценные бумаги.
— По какому курсу можно будет провести эту конвертацию?
— По биржевому. Но, к сожалению, с комиссией 12%, которая была установлена регулятором.
— Что делать инвесторам с брокерскими счетами в инвесткомпаниях, подпавших под санкции?
— Мы принимаем ценные бумаги от других брокеров без комиссии. Я и мои коллеги из воронежского офиса с радостью проконсультируют по этому вопросу.
Офис ИК «Фридом Финанс» в Воронеже расположен по адресу: ул. Карла Маркса, д. 67/1.
Тел.: +7 (473) 205-94-40
Email: voronezh@ffin.ru
ООО ИК «Фридом Финанс» (ОГРН 1107746963785, 123112, Москва, 1-й Красногвардейский проезд, дом 15, офис 18.02). Лицензия № 045–13561–100000 на осуществление брокерской деятельности, срок действия лицензии не ограничен. Владение ценными бумагами и прочими финансовыми инструментами всегда сопряжено с рисками: стоимость ценных бумаг и прочих финансовых инструментов может как расти, так и падать.