Социальные объекты вписывают в стратегию
В Воронежской области продолжается реализация областной адресной инвестиционной программы
Инвестиционная привлекательность много лет является одним из приоритетов развития Воронежской области. Одним из инструментов ее повышения является областная адресная инвестиционная программа — стратегический документ, определяющий основные направления развития социальной сферы региона. При включении в нее учитывается значимость объекта как для муниципалитета в целом, так и для отдельных граждан, чьи пожелания также передаются куратору программы — департаменту экономического развития региона. Там уверены, что частные инвестиции чаще приходят на территории с развитой сетью современных социальных объектов.
Инвестиционные четырехлетки
Одним из факторов инвестиционной привлекательности региона является уровень развития его социально-экономической инфраструктуры. Выбирая территорию для реализации проекта, инвестор неизменно уделяет большое внимание тому, насколько развита сеть социальных объектов вблизи предполагаемой площадки будущего предприятия. Кроме того, этот фактор очень часто становится определяющим для современной молодежи при выборе между городом и селом.
Областная адресная инвестиционная программа (ОАИП) является как раз тем самым инструментом, в рамках которого реализуются инфраструктурные проекты, направленные на развитие Воронежской области, укрепление ее инвестиционного имиджа среди потенциальных инвесторов и рост благосостояния жителей региона.
ОАИП по своей сути является стратегическим документом, который определяет основные направления развития социальной сферы Воронежской области. Статус программы был законодательно закреплен в 2011 году постановлением правительства Воронежской области от 12.05.2011 №376, утвердившим порядок ее формирования и реализации. «Цель реализации ОАИП заключается в достижении положительного социально значимого результата, который укладывается в емкое понятие “качество жизни населения Воронежской области”. Этот результат выражается в том числе в улучшении физического здоровья граждан, сокращении заболеваемости и увеличении продолжительности жизни, создании благоприятных условий для образования, отдыха, роста творческого потенциала личности, развития культуры»,— рассказали в областном департаменте экономразвития, который выполняет функцию координатора программы.
«Ни один объект, возводимый по национальным проектам или областной адресной инвестиционной программе, не должен испытывать трудностей. Также нужно изучить, где импортные материалы можно заменить на отечественные без потери качества», – отметил губернатор Воронежской области Александр Гусев.
Благодаря программе строятся новые больницы, школы, детские сады, досуговые и культурные учреждения, спортивные комплексы и стадионы, а также инженерные сети (водоснабжения, водоотведения, газораспределения и так далее) — все то, что называют социально значимыми объектами. При этом объекты могут находиться как в областной, так и в муниципальной собственности.
Изначально ОАИП утверждалась на три года, а начиная с 2020 года, в соответствии с решением губернатора Воронежской области Александра Гусева о формировании перспективного плана капитального строительства, она стала охватывать четырехлетний период. Такой подход позволил значительно увеличить возможности планирования на среднесрочную перспективу, обеспечив непрерывность процесса строительства социальных объектов на территории региона, пояснили в правительстве Воронежской области: «К примеру, в 2021 году в рамках программы в Воронежской области строились те или иные социальные учреждения и одновременно с этим проектировались объекты, возведение которых будет начато в 2022 году. Соответственно, в 2022 году, наряду с новым строительством, готовятся проекты, реализация которых намечена уже на 2023 год».
Финансирование в рамках программы ежегодно увеличивается: если в 2016 году оно не превышало 5 млрд руб., то в 2020 году объем направленных средств вырос почти втрое и составил уже 14,3 млрд руб. В рамках областной адресной инвестиционной программы было освоено 7,8 млрд руб. из регионального и муниципальных бюджетов и еще 6,5 млрд рублей — из федерального бюджета.
«Реализация крупных инвестиционных проектов требует не только привлечения высококвалифицированных кадров и их закрепления на селе, но и сохранения уже имеющегося трудоспособного населения в сельской местности. Это возможно осуществить только за счет создания комфортных условий труда и отдыха, достойной заработной платы и предоставления мер государственной поддержки. Правительство Воронежской области применяет комплексный подход для решения данной задачи», — считает заместитель председателя правительства Воронежской области Виктор Логвинов
Сколько госпрограмм реализуется в Воронежской области
Начиная с 2014 года реализация мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие региона, а также формирование и исполнение областного бюджета осуществляются посредством государственных программ. В регионе утверждены и реализуются 25 государственных программ Воронежской области. Программные расходы составляют порядка 98% от всех расходов областного бюджета.
Расходы на реализацию госпрограмм ежегодно увеличиваются. Так, по сравнению с 2014 годом они выросли более чем в 1,5 раза.
Бюджетные расходы (за исключением бюджетных ассигнований дорожного фонда) на объекты капитального строительства (приобретение объектов недвижимого имущества), предусмотренные государственными программами, ежегодно включаются в областную адресную инвестиционную программу в разрезе объектов.
Процесс формирования перечня объектов ОАИП основан на принципе приоритетности и отражает результаты совместной работы администраций муниципальных районов и городских округов, депутатов регионального и местного уровней, а также профильных органов исполнительной власти Воронежской области. Предложения о включении в программу конкретных объектов обсуждаются коллегиально на совещаниях под председательством губернатора Воронежской области.
«Важно отметить принципиальный подход: для реализации в рамках программы предлагаются проекты, подсказанные пожеланиями простых людей, которые обращаются за поддержкой к депутатскому корпусу, в региональные, муниципальные органы власти. Отбор объектов осуществляется максимально прозрачно и объективно, на основании анализа обеспеченности населения муниципальных образований прежде всего социальной инфраструктурой: доступностью медицинских, образовательных, культурно-досуговых и других значимых услуг»,— рассказали в департаменте экономического развития Воронежской области.
Также важным критерием отбора является возможность участия в национальных проектах РФ, на реализацию которых привлекаются средства федерального бюджета. Кроме того, приоритетным правом включения в ОАИП обладают переходящие объекты и объекты с высокой степенью готовности. Это позволяет вводить их в эксплуатацию в установленные сроки.
При этом учитывается особая социальная значимость возводимого объекта для того или иного муниципального образования и региона в целом.
Стратегическое финансирование
По данным, предоставленных департаментом экономического развития региона, в 2021 году на реализацию ОАИП было направлено 11,96 млрд руб., в том числе привлечено 6,6 млрд руб. федеральных средств, из областного бюджета выделено 5,1 млрд руб., муниципальными бюджетами обеспечено финансирование объектов в объеме 220 млн руб. Планируемые в 2022 году расходы на реализацию программы превышают уровень 2021 года в 1,9 раза (22,6 млрд руб.).
«Реализация областной адресной инвестиционной программы синхронизирована с нацпроектами. В ее рамках строятся соцобъекты и модернизируется инфраструктура в районах. Начиная с 2019 года эта программа наполняется на основе скорректированных принципов: объекты включаются в нее не только с учетом заявок исполнительных органов власти, но и на основании перечня приоритетных объектов, сформированного на четырехлетний период», — отметил председатель Воронежской областной думы Владимир Нетесов.
В 2021 году в рамках ОАИП проводились работы на 253 объектах капитального строительства. Были введены в эксплуатацию и уже работают в штатном режиме:
- - радиотерапевтический корпус (каньон) Воронежского онкодиспансера;
- корпус для оказания специализированной медицинской помощи областной детской больницы;
- семь фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий в селах Воронежской области;
- пять детских садов на 1 235 мест (в селах Новоживотинное Рамонского района, Углянец Верхнехавского района, а также в Острогожске и Воронеже — на улице Артамонова и в микрорайоне Шилово);
- две школы на 2 324 ученических места (в Новоусманском районе — в центральной части комплексной жилой застройки и микрорайоне Бабяково);
- четыре спортивных объекта (Центр мужской гимнастики в Воронеже, стадион в пгт Грибановский, спортзал Елань-Коленовской СОШ №2 Новохоперского района, спортивно-оздоровительный комплекс в Нововоронеже);
- два районных дома культуры (в пгт Каменка и пгт Таловая);
- 38 объектов жилищно-коммунального хозяйства (водоснабжения и водоотведения, семь котельных);
- 14,2 км газовых сетей;
- кабельная линия 6 кВ для электроснабжения микрорайона Березка в Борисоглебске мощностью 1083 кВт.
Кроме того, приобретена в собственность Семилукского района построенная школа на 520 учебных мест в поселке Стрелица.
Реализация областной адресной инвестиционной программы будет продолжена и после 2025 года, уточнили в профильном департаменте. Сейчас по поручению губернатора Воронежской области Александра Гусева во взаимодействии с исполнительными органами государственной власти региона ведется работа по формированию перспективного плана капитального строительства объектов в рамках ОАИП до 2026 года.
«Все социальные объекты, которые возведены на территории Воронежской области в рамках региональных адресных программ, выполняют роль артерий. Именно они предоставляют людям возможность получать своевременную медицинскую помощь, образование, с пользой проводить свой досуг, развиваться физически, культурно и нравственно. Без них невозможна полноценная и динамичная жизнь общества»,— считают в правительстве Воронежской области. n