Около половины от внешнеторгового оборота регионов Черноземья может приходиться на страны, которые не поддержали введение санкций

Торговый оборот регионов Черноземья с зарубежными странами в 2021 году превысил $21 млрд. При этом около половины от этого объема приходится на страны, которые не поддержали введение санкций после начала спецоперации на Украине. Об этом говорится в расчетах аналитической службы международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, сделанных на основе данных Федеральной таможенной службы.

Так как данные по выручке экспортеров привязаны к месту регистрации компаний, статистика территориального распределения оборотов внешней торговли «во многом носит условный характер», признают аналитики. Однако ее можно использовать «в качестве определенного ориентира при анализе экспортного потенциала российских регионов».

Субъекты Черноземья в прошлом году показали следующие объемы внешней торговли. Так, компании Липецкой области экспортировали продукции на $6,824 млрд (доля региона в масштабах РФ - 1,4%), а и импортировали на $1,374 млрд (0,5%). Предприятиями Белгородчины экспортировано на $5,052 (доля - 1%), импортировано – на $1,478 млрд (0,5%). Показатели Воронежской области - $1,5 млрд (0,3%) и $1,219 млрд (0,4%); Курской – $1,613 млрд (0,3%) и $596 млн (0,2%); Тамбовской – $426 млн (0,1%) и $235,9 (0,1%); Орловской – $418 млн (0,1%) и$ 396 (0,1%).

При этом, по данным FinExpertiza, торговый оборот РФ со странами, не поддержавшими западные санкции, в 2021 году составил $359,8 млрд, или около 45,8% от всей внешней торговли: 44,2% совокупного экспорта и 48,6% импорта. Основным торговым партнером России в минувшем году традиционно являлся Евросоюз (36% всего внешнеторгового оборота или $282 млрд). Доля КНР в российском товарообороте составила 17,9%, а стран СНГ – 12,2%.

Аналитики, в частности, подчеркивают, что в металлургическом экспорте распределение поставок, в отличие от топливного, иное. «Хотя Запад и его союзники являются для российских металлургов ключевым направлением, большая часть поставок – 53,4% ($27,3 млрд) – направляется в страны, не поддержавшие санкции. Так, значительная доля продукции идет в Турцию (12%, или $6,1 млрд) и Китай (7,6%, или $3,9 млрд). Доля ЕС, объявившего об ограничениях на закупки российского проката, в общем металлургическом экспорте России составила в 2021 году 30,1% ($15,4 млрд).

По товарам химической промышленности (прежде всего удобрениям) совокупный экспорт России в страны, утвердившие санкции, также уступает поставкам в прочие юрисдикции – 41,8% ($15,8 млрд) против 58,2% ($22 млрд) соответственно. Четверть всей отгруженной продукции в денежном выражении приходится на СНГ. В страновом разрезе больше всего российской химической продукции импортирует Бразилия (9,7%, или $3,7 млрд).

Отечественные поставки пищевой промышленности и сельскохозяйственного сырья в поддержавшие санкции страны составляют 26,4% или $9,5 млрд. Основным импортером российской сельхозпродукции является ЕС, но среди отдельных стран лидируют Турция, Китай, Казахстан и Египет.

«Очевидно, что в текущей ситуации торговля со странами, объявившими санкции, продолжит сокращаться в пользу Китая и других рынков. Однако тесные экономические связи невозможно разрубить одномоментно, а ограничения поставок имеют пределы. И хотя многие западные компании уже объявили неофициальный бойкот российским товарам, включая энергоносители, пока что нельзя однозначно утверждать, что сокращение российского экспорта будет носить лавинообразный характер. В части импорта для России может стать болезненным сокращение поставок европейского оборудования и транспорта. Вероятно, часть критически важных товаров будет идти в Россию транзитом через страны ЕАЭС»,– полагает президент FinExpertiza Global Елена Трубникова.

Андрей Цветков

Вся лента