Регуляторы держатся за цены
Все больше ритейлеров стали ограничивать стоимость товаров
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) продолжает попытки контролировать цены на основные товары. Теперь после вмешательства регулятора зафиксировать цены на отдельные позиции одежды и обуви на три месяца решил «Детский мир», крупный игрок на рынке детских товаров. Другие непродовольственные ритейлеры с подобными просьбами от ФАС пока не сталкивались. Практика искусственного сдерживания цен опасна, предупреждают эксперты. Это может привести к дисбалансу спроса и предложения.
«Детский мир» зафиксировал цены на отдельные позиции товаров в категориях «одежда» и «обувь» на уровне января 2022 года, сообщила сегодня ФАС. Там добавили, что эта мера будет действовать в течение трех месяцев. В «Детском мире» уточнили «Ъ», что в перечень товаров вошли кеды, кроссовки, сандалии для девочек и мальчиков брендов Jomoto, Futurino, Tombi, Kedini, Jook, а также одежда для девочек и мальчиков Baby Go и Futurino, включая комбинезоны, куртки, футболки, платья, толстовки. Эти бренды — собственные торговые марки «Детского мира». По словам источников «Ъ», обычно такие ограничения касаются одной позиции в каждой категории.
«Детский мир» — крупнейший продавец детских товаров в России с долей 22% рынка, сказано в отчете за 2020 год. На конец 2021 года группа включает 1,1 тыс. магазинов в 445 городах и населенных пунктах России, Казахстана и Белоруссии. За 2021 год оборот группы вырос на 16,9%, до 184,3 млрд руб. Основные акционеры — структура топ-менеджеров «Полюса» Павла Грачева и Михаила Стискина и компания управляющего партнера фонда Altus Capital Дмитрия Кленова.
ФАС объявила о проверке обоснованности роста цен в «Детском мире» 5 марта, ссылаясь на жалобы на необоснованный рост цен на детское питание и подгузники. Ранее с запросом на проведение проверки сети в ФАС обратилась «Единая Россия». После этого в «Детском мире» объявили об ограничении цен примерно на 90 товаров, включая детское питание (каши, пюре, смеси, молоко, творог), товары детской гигиены (подгузники, пеленки, присыпки, влажные салфетки, мыло, зубная паста), принадлежности для кормления (бутылочки и пустышки), а также одежду и обувь. В ФАС заявили, что проверки по поводу изменения цен проводятся в связи с большим количеством обращений граждан. «Служба поддерживает ответственное поведение ритейлеров, которые добровольно ограничивают наценки или фиксируют стоимость товаров. В случае принятия на себя таких обязательств компании должны обеспечить наличие этой продукции на полках магазинов»,— добавили в ФАС.
По словам источников «Ъ», повышенное внимание ФАС именно к «Детскому миру» могло быть связано с заметной долей группы на рынке непродовольственного ритейла.
В Zenden, Baon, OR Group (сети Westfalika, «Пешеход» и другие) заявили «Ъ», что не получали подобных просьб от ФАС. В OR Group сказали, что в текущем году цены не повышали, чтобы поддержать покупательский спрос, который в fashion-сегменте еще полностью не восстановился после пандемии. В «Спортмастере» также заявили «Ъ», что пока не меняли цены.
В «М.Видео-Эльдорадо» ранее говорили, что зафиксировали цены на уровне февраля этого года примерно на 140 моделей техники в 30 основных категориях. В перечень вошли смартфоны, планшеты, наушники, электронные книги, ноутбуки, мониторы, сетевое оборудование, телевизоры и так далее. Программа действует до конца марта и может быть продлена в зависимости от развития ситуации. Другой крупный продавец техники и электроники, «Технопарк», также зафиксировал цены на отдельные позиции техники и электроники на уровне февраля, сообщала ФАС, не вдаваясь в детали.
Парфюмерная сеть «Л`Этуаль» также обещает сдерживать цены на некоторые продукты собственных торговых марок.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что «Детский мир» имеет высокую долю собственных торговых марок и прямого импорта, потому может позволить себе не повышать цены на некоторые позиции, которые уже находятся на складе и приобретены до скачка курса.
Сейчас для компании это хорошая возможность отчитаться о выполнении поручения властей не повышать цены, считает эксперт. Но в целом подобные меры опасны, так как способствуют усилению дисбаланса спроса и предложения, предупреждает господин Бурмистров.
По его словам, регуляторам стоило бы меньше бороться жесткими мерами с проблемой выросших цен, так как инфляция связана с объективными причинами, а больше фокусироваться на системных вопросах расширения предложения. Это и уже принятое решение по снижению беспошлинного порога для трансграничной торговли, запуск параллельного импорта, а также содействие упрощению взаимодействия сетей и российских поставщиков для локализации производства, в том числе ускорение расчетов по уже поставленным товарам, указывает он.