Maersk пакует вещи
Ударит ли уход компании по российскому бизнесу
Один из крупнейших грузовых перевозчиков мира уходит из России. Датская Maersk предупредила клиентов о прекращении работы и продаже своих активов в стране. Компания отказалась принимать новые заказы — вернуть уже ввезенные контейнеры планируется до конца апреля. Логистический гигант также пообещал выполнить обязательства, если груз находится в пути.
Еще в начале марта работу с Россией приостановили три ведущие мировые контейнерные линии, которые в совокупности занимают почти половину глобального рынка. Поэтому в такой ситуации полный уход Maersk не кажется чем-то критичным, считает генеральный директор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло: «Maersk до января 2022 года удерживал лидирующую позицию как крупнейший перевозчик с самым большим по вместимости контейнерным флотом. Компания выполняла для России десятки тысяч заказов, и, естественно, уход такого большого игрока может вызвать некую дестабилизацию рынка. Однако в текущих условиях и другие, не только Maersk, отказались довозить грузы до РФ. Это, например, MSC и HMM.
Не принимают сегодня букинги на Россию через европейские порты. Вот ушла Maersk, но часть этих заказов без особой нагрузки могут взять другие перевозчики. Такие изменения, если бы это было до спецоперации на Украине, рынок бы почувствовал. В текущих условиях это не имеет никакого значения, потому что большинство контейнерных перевозчиков и так не берут букинги на Россию. Если другие компании не вернутся к работе, тогда будет плохо. Порты Санкт-Петербурга обрабатывали свыше 1,1 млн TEU в год. TEU — это 20-футовый эквивалент контейнера. Если они уйдут с рынка, то кто будет обрабатывать этот объем? Нам это грозит, не побоюсь этого слова, серьезным транспортным коллапсом».
Опрошенные “Ъ” эксперты отмечают, что Maersk глубоко интегрирован в российскую и китайскую логистику, и его уход станет болезненным. Хотя управляющий директор Hecny Group Russia Александр Горьков видит в этом новые возможности для других участников рынка: «Я бы разделил это на две половики: инвестиционный фактор и транспортный. Если подходить с точки зрения инвестиционного, для тех, кому Maersk будет продавать доли участия в портах, в инфраструктуре, это идеальная ситуация, потому что они могут очень хорошо выкручивать компании руки, и ей придется реализовывать инвестиции с дисконтом. Что касается транспорта, естественно, этот перевозчик — очень серьезный игрок на рынке, он активно начинал развивать экспедиторский бизнес.
Конечно, его уход вносит определенные сложности в работу и грузовладельцев, и экспедиторов.
С другой стороны, последние в какой-то степени вздохнут свободно, поскольку Maersk очень агрессивно наступал на их рынок, влезал уже и в таможенное оформление. Сейчас получится такой момент, когда нужно будет просто перегруппироваться и найти новые решения. Есть российские контейнерные линии, и, вполне возможно, они сейчас начнут достаточно активно забирать высвобождающиеся рыночные доли. Есть морские линии, которые не собираются уходить, несмотря на громкие заявления, например, турецкие. У них сейчас прямо расцвет. Да, проблема как бы есть, но она открывает окно возможностей».
21 марта Латвия и Литва объявили о планах закрыть свои порты для судов под российским флагом. В балтийских странах заявили, что если такое решение не примут на уровне ЕС, то они введут запрет сами. Эксперты отмечают, что быстро переключиться на экспорт из своих портов у России не получится.