Иностранному бизнесу оставляют пути возвращения
Что предлагают власти для сохранения зарубежных предприятий
Власти России рассчитывают сохранить большинство иностранных компаний, собственники которых покидают страну. При этом владельцам дадут возможность вернуться или продать свою долю, заявил вице-премьер Александр Новак. В правительстве считают, что на предприятиях необходимо вводить внешнее управление на срок от трех до шести месяцев. Это правило должно касаться только тех компаний, доля иностранного капитала в которых больше 25%.
В свою очередь столичные власти в лице мэра Сергея Собянина призывают дать регионам больше полномочий, чтобы «формировать исчерпывающие меры для сохранения занятости». При этом мэрия предлагает каждый случай рассматривать индивидуально. Вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) Елена Дыбова видит в заявлениях властей некоторое смягчение позиции — план уже меньше напоминает общепринятую национализацию: «Резать концы с внешним миром полностью, давать такой сигнал, наверное, было бы совсем неправильно. Бизнес оказался заложником политической ситуации.
Основная часть компаний никогда бы не ушла с рынка. Национализация — совершенно крайний шаг. И сейчас, когда появились уже более взвешенные варианты, конечно, это будет правильнее. Особенно то, что подход индивидуальный, потому что у каждой компании своя ситуация — они разные. Можно рассматривать варианты, вести переговоры, учитывать определенные интересы бизнесменов, которые не по своей воле ушли, многие приостановили деятельность, а это четкий сигнал, что при определенных условиях, как только острая фаза конфликта пройдет, они захотят вернуться на российский рынок. Для кого-то, может быть, эту возможность и нужно закрывать, но с теми, кто долгие годы честно работал, так поступать нельзя».
В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) предлагают смягчить требования, чтобы сохранить возможность возвращения иностранного бизнеса. К примеру, дать основателям право первоочередного выкупа или распространять внешнее управление только на компании с долей иностранного участия минимум 50%. Кроме того, обсуждается сценарий доверительного управления, когда акции предприятия не продаются, а остаются у прежнего собственника. Лишь такой вариант выглядит приемлемым, считает главный экономист консалтинговой компании «ПФ Капитал» Евгений Надоршин. Предложение же мэрии, по его словам, не принесет результата:
«Нужно как минимум несколько регионов, а то и несколько десятков, чтобы можно было попытаться что-то перезапустить.
Более высокие полномочия одного субъекта нанесут ущерб деятельности в других. И может получиться так, что где-то что-то возобновят, но ценой того, что в каких-то регионах спасти бизнес будет нельзя, он просто умрет. Поэтому без координации, боюсь, решать невозможно. А если с координацией, то есть в регионах будет некое право совещательного голоса, дополнительные полномочия им принципиально для этого не нужны. Никто не мешает им подавать пожелания уже сейчас. Полноценно реанимировать бизнес не получится. Потому что без сотрудничества с глобальным игроком, который в подавляющем большинстве случаев, что бы у него ни находилось на территории России, наполнял это физической элементной базой, поставки которой от него в первую очередь и зависят.
Понятно, что сейчас между ним и этим российским активом встали проблемы логистики, но когда они разрешатся, его желание сотрудничать будет критически важно для хоть какого-то функционирования этого актива. В этом контексте единственной разумной мерой я вижу некий вариант организации доверительного управления, когда компания, чей бизнес находился на территории России на определенных условиях будет готова продолжить какое-то ограниченное сотрудничество. Только в этом случае можно будет рассчитывать, что организацию, занятость действительно удастся полноценно сохранить».
Управляющий партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин не исключает, что за решением российских властей могут последовать споры в международных судах: «Способы противодействия можно разделить на два вида. Во-первых, это какие-то ответные меры в отношении российских компаний за рубежом, но это область внешнеполитическая. Во-вторых, таким образом выстраивать работу своих российских подразделений, если цель — сохранить их работоспособность, чтобы они под формальный критерий закона не подпадали. Если речь идет о доле иностранного участия, снижать ее до минимального размера.
Думаю, вокруг такой юридической казуистики будет строиться первый эшелон обороны, а далее, наверное, все будет сильно определяться внешнеполитической обстановкой и какими-то макроэкономическими индикаторами.
Что касается шансов организаций взыскать что-то в международных инстанциях, во-первых, нужно будет формально доказать, что это является национализацией. У нас было не так много прецедентов, когда такие суды заканчивались успешно. Скорее всего, борьба ограничится некими действиями против недружественных российских компаний, которые по тем или иным причинам оказались собственниками активов за рубежом».
Как пишут «Ведомости» со ссылкой на источники в правительстве, обсуждения концепции продолжаются. Дедлайн, к которому власти должны уложиться, не определен.