ОПГ для двоих
Экс-схиигумену Сергию и Всеволоду Могучеву изменили обвинение в экстремизме
Как стало известно «Ъ-Урал», СКР изменил обвинение по делу экс-схиигумена Сергия (Николай Романов) и его бывшего пресс-секретаря Всеволода Могучева об экстремизме. По версии следствия, обвиняемые в составе организованной преступной группы, в которую кроме них никто не входил, записывали и выкладывали в интернет ролики, которые возбуждали в гражданах неприязнь к иудеям, католикам и мусульманам. Теперь им вменяют шесть роликов вместо пяти ранее. А со Всеволода Могучева сняли обвинение в единоличном написании речей для экс-схиигумена. На этом предварительное следствие окончено. В ближайшее время обвиняемые начнут знакомиться с материалами дела. Вину ни один из них не признает.
Следователи второго отдела по расследованию особо важных дел Следственного комитета РФ (СКР) предъявили окончательное обвинение по делу 67-летнего экс-схиигумена Сергия и его бывшего 33-летнего пресс-секретаря Всеволода Могучева об экстремизме (п. «в» ч.2 ст.282 УК РФ «Возбуждение ненависти в составе организованной преступной группы»). Информацию об этом «Ъ-Урал» подтвердили их адвокаты.
По версии следствия, в декабре 2019 года Николай Романов создал и возглавил организованную группу, в состав которой вошел Всеволод Могучев. Преступная деятельность группы, как полагает следствие, носила «стабильный и масштабный характер» и заключалась в возбуждении в гражданах неприязни к иудеям, католикам и мусульманам. ОПГ, по версии следствия, снимала видеоролики с проповедями экс-схиигумена и выкладывала их в интернет. Изначально в обвинении фигурировали неустановленные лица, которых к концу расследования исключили из материалов дела. Кроме того, в уточненном обвинении число инкриминируемых эпизодов (роликов) увеличилось с пяти до шести.
В ноябре 2021 года экс-схиигумен был приговорен к трем с половиной годам колонии за самоуправство, нарушение права на свободу вероисповедания и склонение к суициду. Апелляция оставила это решение без изменений. Защита будет оспаривать его в кассации.
Как рассказал «Ъ-Урал» адвокат Павел Бабиков, окончательное обвинение экс-схиигумену было предъявлено во вторник 22 марта. В обвинении фигурируют ролики, которые были записаны в 2019–2020 годах. «Очень странное обвинение — чистой воды религиозный дискурс. Например, он выступает против нахождения России в Совете церквей, потому что там православные должны быть с людьми другого вероисповедания, но это он говорит с точки зрения православного священника, это основано на учении экуменизма, которое запрещает совершать богослужения православных с католиками. В этом суть была. К евреям никаких претензий он не имеет, об этом говорится и в обвинении»,— рассказал господин Бабиков, добавив, что против мусульман и католиков экс-схиигумен не высказывался. Однако, по его словам, следствие провело лишь лингвистическую экспертизу высказываний, не проводя религиозную.
Адвокат также напомнил, что после того как экс-схиигумена признали виновным в экстремизме по административной статье летом 2020 года, он перестал делать публичные заявления. «То есть повторного нарушения закона не было, а только после этого могут возбудить уголовное дело об экстремизме. Поэтому ему вменяют организованную преступную группу, а это уже основание для ч.2 ст.282 УК РФ. Привлекли сюда Всеволода Могучева, и получилась организованная группа из двух человек»,— добавил он
Господин Бабиков отметил, что его подзащитный не давал показаний по этому делу во время следствия, но вину свою отрицает. «Учитывая, как прошел суд по первому делу, на каком контроле оно было, сам отец Сергий говорит, что готов к тому, что будет серьезный срок»,— добавил адвокат.
Адвокат Михаил Толмачев рассказал «Ъ-Урал», что в окончательном обвинении Всеволоду Могучеву инкриминируют съемку и распространение обращений экс-схиигумена в интернете. Однако, заметил адвокат, из обвинения исключили написание речей господином Могучевым для бывшего клирика.
«Сейчас в обвинении указано, что якобы Могучев передавал тексты Романову, а тот их редактировал. Таким образом следствие решило размыть между ними ответственность. Нам предъявили заметки с телефона, где есть несколько тезисов на актуальные темы, например бытового насилия. Следствие усмотрело связь этих заметок с проповедями Романова. Но доказательств того, что Романов произносил речи, написанные Могучевым, нет»,— рассказал адвокат. Он добавил, что его подзащитный отрицает свою вину, заявляя, что не имеет отношения к производству и размещению роликов, фигурирующих в уголовном деле. А предъявленный при уточнении обвинения шестой ролик, как объяснил со слов следователя Михаил Толмачев, даже не был выложен на YouTube, поскольку был заблокирован видеохостингом.
Предварительное расследование по делу завершено. Скоро стороны начнут знакомиться с материалами дела.