Универсиада-2023 открывает новые возможности для бизнеса
Как лицензирование спортивного бренда может помочь предпринимателям выйти на новый уровень
В 2023 году в Екатеринбурге пройдут Всемирные летние студенческие игры. Уже сейчас это событие привлекает к себе общественное внимание. Дирекция студенческих Игр разработала набор символики, лицензии на которую доступны компаниям, желающим производить лицензионную продукцию и услуги. О том, что такое спортивное лицензирование, какие преимущества могут получить предприниматели и компании, став официальными лицензиатами Игр, рассказывает заместитель директора Департамента лицензирования и мерчандайзинга АНО «Исполнительная дирекция “Универсиада-2023”».
Фото: АНО «Исполнительная дирекция “Универсиада-2023”»
Фото: АНО «Исполнительная дирекция “Универсиада-2023”»
— Что такое лицензирование спортивных брендов?
— Спортивное лицензирование ничем не отличается от обычного лицензирования брендов. Фактически это предоставление компании (лицензиату) права на использование логотипа/бренда (объекта лицензии). В качестве лицензионных объектов в спортивной сфере могут выступать логотипы спортивных мероприятий, лиг и клубов, национальных сборных, образы спортсменов. Последние могут создавать собственные бренды, популярность которых зависит в основном от личных успехов спортсмена. В данном случае объект лицензии — имидж и атрибуты бренда, что дает возможность лицензиату зарабатывать при минимальных инвестициях.
Лицензии могут выдаваться на использование спортивной символики для производства широкого круга товаров: от брелоков, игрушек и кружек до спортивной одежды и инвентаря, продуктов питания, услуг каршеринга и прочих категорий. Такие товары хорошо продаются как в обычных магазинах, так и в местах проведения спортивных мероприятий, в среде болельщиков и в местах трансляций соревновании, в так называемых фан-зонах. Примерами таких брендов на Урале можно назвать футбольный клуб «Урал», волейбольный клуб «Уралочка», хоккейный клуб «Автомобилист». При продаже лицензий на символику этих клубов и их команд владелец товарного знака может не только повысить узнаваемость самого бренда и клуба, но и получать дополнительный доход в виде лицензионных платежей за использование бренда/логотипа.
— Какие обязательства возникают при использовании товарных знаков мероприятий?
— Обязательства прописываются непосредственно в лицензионном договоре. Это касается как сроков использования товарного знака, описание товарных категорий, на которые может наноситься символика мероприятия, так и территория использования товарного знака, каналы продаж и обязательства по соблюдению требований к оформлению точек продаж символикой мероприятия. Согласитесь, было бы странно увидеть бренд Олимпийских игр 2014 на бутылке крепкого алкоголя или табачных изделиях. Кроме того, лицензиат обязан гарантировать качество производимых или реализуемых лицензионных товаров, на которых размещается символика. Соответствующие требования также прописываются в договоре.
— В 2023 году в Екатеринбурге будут проходить Всемирные летние игры. Какие возможности Игры открывают для бизнеса с точки зрения использования лицензионной программы Игр?
— Всемирные студенческие игры FISU 2023 будут проходить в столице Урала с 8 по 19 августа 2023 года — длительность больше недели. Масштаб и значимость события сложно переоценить. По предварительным оценкам, Всемирные летние студенческие игры посетят порядка 500 тыс. человек. Проведение такого уровня мероприятия повлияет не только на имидж города и страны, где будет проводиться, но и на экономическое развитие всего региона. И это открывает огромные возможности для уральских предпринимателей.
Любая лицензионная программа позволяет лицензиату зарабатывать на уже готовом, раскрученном бренде и получать прибыль от продажи лицензионной продукции с символикой Игр. Как правило, при правильно рассчитанной бизнес-модели, наличии опыта и хорошей дистрибуторской сети окупаемость вложенных средств достаточная и перекрывает затраты на приобретение лицензии на использование бренда, производство и реализацию лицензионной продукции. Для крупных ритейлеров-лицензиатов это шанс привлечь новых покупателей и повысить лояльность постоянных. Например, используя лицензию на символику Всемирных студенческих игр ФИСУ 2023, ритейлеры могут выпустить как продукты питания, так и сувениры, аксессуары для болельщиков, которые будут привлекать людей в магазины ритейлера, увеличивая сумму среднего чека и проходимость. Еще один вариант использования лицензии Игр — это выведение на рынок нового продукта компании. Этот шаг позволит без серьезных вложений в достаточно короткий срок вывести новинку компании на рынок, а также отследить динамику ее продаж, получив отзывы о качестве продукции со стороны покупателей.
От лица Дирекции Игр в Екатеринбурге скажу, что мы открыты для любых предложений от потенциальных производителей продукции и услуг. Сейчас мы можем предложить более 60 категорий для лицензирования товаров и услуг (такси, онлайн-тренировки, каршеринг), а также лицензии на право открытия официальных розничных точек продаж в разных форматах (от отдельно стоящих магазинов/киосков до отделов и передвижной торговли) и специализированных зон в фитнес-клубах и спортзалах, тематические меню и детские зоны в кафе, пиццериях, ресторанах.
— Выбраны ли талисманы Всемирных летних студенческих игр? Какую лицензионную продукцию вы готовитесь выпустить?
— В 2021 году был утвержден официальный дизайн символики Игр. Также были выбраны официальные талисманы Игр из более чем 200 вариантов талисманов. Ими стали олень Ягги, девочка-малахит Хитти и соболенок Кедри. Онлайн-опросы по выбору талисманов в регионе проводились с декабря 2019 года.
Также мы планируем использовать символику прошлых Универсиад, в которых сборные команды СССР и России завоевали наибольшее количество медалей в командном зачете. И это логотипы более чем 10 Универсиад, проводимых в прошлом по всему миру. Соответствующая договоренность уже была достигнута с FISU. Ностальгический тренд очень силен не только в мире, но и в России, и «Коллекция исторической символики Игр», однозначно, будет пользоваться популярностью. С данной символикой будут выпущены коллекции одежды, значки, магниты и другие товары. И это далеко не полный перечень. У нас будет чем удивить местных жителей и туристов из других регионов и стран!
— Как вы собираетесь бороться с контрафактной продукцией?
— В России это серьезная проблема. В нашем случае пока это редкие эпизоды, но опираясь на практику всех крупных международных мероприятий, можно сказать, что чем ближе подходит время Игр, тем больше подделок и незаконного использования нашего бренда будет появляться на рынке.
Фото: АНО «Исполнительная дирекция “Универсиада-2023”»
Фото: АНО «Исполнительная дирекция “Универсиада-2023”»
Сейчас у нас выбран лицензиат, который взял на себя производство защитных марок/ голограмм, которые наносятся на всю лицензионную продукцию. Проверить подлинность товара можно у нас на официальном сайте в разделе, посвященном лицензионной программе. Также мы проводим специальные мероприятия и конференции, направленные на борьбу с контрафактом, информируем силовые структуры, контролирующие органы, деятельность которых направлена на защиту в том числе интеллектуальной собственности.
— Как вы оцениваете в принципе перспективы развития спортивного лицензионного рынка России и Урала в частности?
— На данном этапе этот сегмент в России слабо развит, но перспективы у него достаточно большие. Как в России в целом, так и на Урале в частности, проходит огромное количество спортивных мероприятий разного уровня. Самые крупные из них: XXII зимние Олимпийские игры, прошедшие в Сочи, Чемпионат мира по футболу 2018 года, в 2021 году в Санкт-Петербурге проводилась часть футбольных матчей в рамках чемпионата Европы по футболу, Екатеринбург в 2022 году примет Кубок мира ФИСУ по единоборствам среди студентов — сувениры с символикой этих мероприятий нашли и найдут свое место как в коллекциях собирателей уникальных памятных сувениров, так и в сердцах жителей всей нашей страны и туристов из других стран.
В этом году нас ждет Чемпионат мира по волейболу, который пройдет в 10 крупных российских городах, и финал Лиги чемпионов. В 2023 году в Екатеринбурге пройдут Всемирные студенческие игры, которые выявят новых перспективных спортивных звезд. Несомненно, данные события способствуют как мощному экономическому толчку в целом для страны и регионов, так и для предпринимателей в частности, которые при относительно небольших инвестициях могут получить весомые дивиденды от производства и продажи лицензионных продуктов с символикой спортивных мероприятий. Я уверен, что такой вариант сотрудничества будет из года в год набирать популярность в России.