Пермский аэропорт набрал финансовый потолок

Но не может прогнозировать ситуацию в текущем году

В прошлом году АО «Международный аэропорт Пермь» получило чистую прибыль 718,6 млн руб. Это почти в два раза больше, чем в 2019-м, когда на авиационную отрасль еще не влияла пандемия коронавируса. Финансовые показатели аэропорта увеличились на фоне серьезного роста пассажиропотока и количества авиа­рейсов в отчетный период, что сказалось на объеме сборов с перевозчиков. Как будут корректироваться целевые показатели на фоне нынешнего кризиса в отрасли, источники, знакомые с ситуацией в компании, и эксперты предсказать не могут.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

АО «Международный аэропорт Пермь» (управляет аэропортом Большое Савино) по итогам 2021 года отчиталось о рекордных финансовых показателях. По данным «СПАРК-Интерфакс», за этот период чистая прибыль компании превысила 718,6 млн руб. (в прошлом году 98,823 млн руб.), а выручка от продажи — 2,042 млрд руб. (1,282 млрд руб.). Исходя из отчетности, эти показатели превысили и «допандемийный» 2019 год. Тогда чистая прибыль АО была зафиксирована на уровне 366,8 млн руб., а выручка 1,844 млн руб.

АО «Международный аэропорт Пермь» входит в холдинг «Новапорт» Романа Троценко. По итогам прошлого года, аэропорт обслужил около 1,93 млн пассажиров. По сравнению с 2019 годом пассажиропоток увеличился на 16,6%. Всего за год было выполнено 8365 самолетовылетов. На международных направлениях транспортными услугами аэропорта воспользовались 226 тыс. человек (на 15,9% меньше, чем в 2019 году). На внутренних воздушных линиях было обслужено более 1,65 млн пассажиров.

В прошлом году пермская воздушная гавань стала базовой для авиакомпании Red Wings, которая объявила о планах существенно расширить региональную полетную программу из Большого Савино.

В АО «Международный аэропорт Пермь» оперативно прокомментировать финансовые показатели компании не смогли.

Собеседник в отрасли управления аэропортами говорит, что сейчас основной их доход формируется от аэропортовых сборов, которые взимаются с перевозчиков по согласованным с ФАС тарифам. Основные статьи расхода авиакомпаний — сборы за взлет и посадку (в Перми 764,4 руб. за каждую тонну веса воздушного судна на 1 июня 2021 года), за обеспечение авиационной безопасности (609,6 руб. за тонну), сборы за предоставление пассажирам аэровокзального комплекса (154,8 руб. со взрос­лого человека), их обслуживание (73,8 руб.), их посадку и высадку, стоянку воздушного судна, погрузку и выгрузку багажа. По словам источника, это минимум сборов, которые платит перевозчик с каждого пассажирского рейса. При необходимости к ним добавляется плата за услуги буксировщика, противообледенительную обработку воздушных судов, предоставление источника электричества и другие сборы.

«В идеальной финансовой модели аэропорт должен получать основную часть прибыли на предоставлении неавиационных услуг, например от передачи в аренду коммерческих площадей, но такая модель была реализована только в крупных иностранных аэропортах, примерять ее к российским компаниям в нынешних условиях бессмысленно»,— отмечает он.

Источник, близкий к АО «Международный аэропорт Пермь», говорит, что рекордные финансовые показатели связаны с количеством обслуженных рейсов и пассажиропотоком: «В прошлом году, несмотря на пандемию, эти цифры были очень хорошими». Собеседник «Ъ-Прикамье» убежден, что пока сложно говорить, как в текущей ситуации будут корректироваться целевые показатели по пассажиропотоку и финансам. «Вся авиационная отрасль в состоянии неопределенности, поэтому что-то планировать очень сложно,— посетовал он.— Возможно, сокращение международных перевозок удастся компенсировать за счет увеличения рейсов на российский юг. Возможно, будут рейсы в Турцию, так как воздушное пространство для наших перевозчиков она не закрывала. Но смогут ли они реально летать туда, придут ли на эти направления иностранные компании? Этого сказать никто пока не может».

Ведущий эксперт Института экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко отмечает, что, скорее всего, тарифы на прошлый год пермский аэропорт согласовывал с антимонопольным органом в 2020 году, когда операторы могли заложить минимальные показатели рентабельности. В результате во второй половине прошлого года пассажиропоток резко вырос, а издержки для аэропортов остались фиксированными. Делать финансовые прогнозы, по мнению господина Крамаренко, сейчас крайне затруднительно. «Понятно, что ограничение международного авиасообщения это надолго. Что будет с внутренними линиями, также пока непонятно, предсказывать в этой ситуации сложно даже авиакомпаниям, не говоря об операторах аэропортов»,— считает эксперт.

Дмитрий Астахов

Вся лента