Кассация не электрошокировала
Оставлен в силе приговор пытавшим задержанных полицейским
Кассационный суд оставил в силе приговор двоим балаковским полицейским, признанным виновными в пытках в отделении. Согласно приговору, в 2019 году они вызвали троих человек в отдел и пытались при помощи электрошокеров выбить у них признание в убийстве. Районный суд назначил полицейским по пять лет колонии, однако они пытались оспорить решение, настаивая на собственной невиновности. Бывшие полицейские не признают вину и утверждают, что потерпевшие их оговорили.
В Саратове Первый кассационный суд общей юрисдикции оставил без изменений приговор апелляционной инстанции бывшим сотрудникам МУ МВД «Балаковское» Денису Завьялову и Ринату Мусалову, которые ранее были признаны виновными в превышении должностных полномочий (п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ).
Согласно материалам уголовного дела, в сентябре 2019 года в Балаково оперуполномоченные Денис Завьялов и Ринат Мусалов задержали троих человек — двух мужчин и женщину — по подозрению в убийстве. Они заводили их по одному в кабинет для допросов и избивали там. В частности, как следует из материалов приговора первой инстанции, задержанных били по лицу, связывали руки и ноги, заставляли лечь на пол, просунув ноги под связанные руки, а затем били электрошокером. Одному из мужчин было нанесено не менее 34 контактных воздействий электрическим током в область правой ягодицы и в спину, второму — не менее 25. Женщину также связывали и били, но лишь демонстрировали ей электрошокер, угрожая применить его.
Один из мужчин, не выдержав насилия, признался в убийстве и даже пообещал показать, где спрятано тело, после чего его отпустили. Остальные подозреваемые ни в чем не признались и, не получив нужного результата, полицейские освободили и их. Потерпевшие написали заявления в Следственный комитет. Факт причастности кого-либо из них к убийству не подтвердился.
На следствии и на суде капитан Мусалов и лейтенант Завьялов отрицали выдвигаемые против них обвинения. Они утверждали, что действительно по просьбе руководства в выходной день прибыли в отдел полиции, чтобы оказать содействие в помощи в розыске пропавшего человека. Как заявили полицейские, им было поручено провести беседу с лицами, которые последние видели пропавшего. Они признали, что действительно общались с задержанными, но никакого насилия к ним не применяли. Кроме того, оперативники утверждали, что не оставались наедине с потерпевшими, в кабинете всегда присутствовали и другие сотрудники полиции. Денис Завьялов и Ринат Мусалов настаивали на том, что задержанные оговорили их.
Однако, изучив показания свидетелей и результаты экспертиз, суд пришел к выводу о виновности двоих оперуполномоченных.
Районный суд приговорил их к пяти годам колонии общего режима каждого, также полицейские лишены специальных званий и права занимать должности на государственной службе в системе правоохранительных органов РФ.
В мае прошлого года в Саратовском областном суде дело было рассмотрено в апелляционной инстанции. В результате Саратовский областной суд исключил из приговора указание на ряд доказательств и на отягчающее обстоятельство — «совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел», а также смягчил Завьялову и Мусалову основное наказание до четырех лет и шести месяцев лишения свободы.
Как сообщили в кассационном суде, в инстанцию обратились адвокаты осужденных. Они утверждали, что их подзащитные невиновны, выводы судов первой и апелляционной инстанций, изложенные в судебных решениях, противоречат исследованным доказательствам, а показания свидетелей являются голословными. Защита просила отменить судебные решения, а производство по уголовному делу прекратить за отсутствием состава преступления.
«По результатам рассмотрения материалов уголовного дела Первый кассационный суд общей юрисдикции не нашел оснований для удовлетворения поданных кассационных жалоб. Судебная коллегия пришла к выводу, что вина Завьялова и Мусалова в инкриминируемом им преступлении подтверждается всесторонне исследованными судами первой и апелляционной инстанций доказательствами, полно и правильно изложенными в их судебных решениях. Выводы судов не содержат предположений и противоречий, являются мотивированными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм уголовного и уголовно-процессуального законов»,— отметили в кассационном суде.