Прокуратура просит в СИЗО
В Казани обвиняемому из-за постов против спецоперации требуют изменить меру пресечения
Казанского активиста Андрея Бояршинова, который сейчас находится под домашним арестом, могут поместить в СИЗО. Он обвиняется в оправдании терроризма из-за постов в Telegram-канале, где освещались протесты против спецоперации РФ на территории Украины. Прокуратура оспаривает решение суда о домашнем аресте господина Бояринова, считает, что активист «скроется от органов следствия и суда, не имея источника дохода, продолжит заниматься преступной деятельностью». Свою вину господин Бояршинов не признает.
Прокуратура Татарстана направила апелляционное представление в судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда республики с просьбой заключить под стражу жителя Казани Андрея Бояршинова, который обвиняется в публичном оправдании терроризма с использованием интернета (ч. 2 ст. 205.2 УК РФ). Об этом „Ъ“ сообщил адвокат господина Бояршинова Рим Сабиров, сотрудничающий с правозащитной группой «Агора». Прокуратура настаивает, чтобы активист находился в СИЗО на время расследования уголовного дела до 18 мая 2022 года.
Как сообщал „Ъ“, дело против Андрея Бояршинова возбудило управление ФСБ по республике. Основанием послужили сообщения в Telegram-канале «Протестная Казань» и его чате. Они были опубликованы 4 и 9 марта, когда в Казани проходили несанкционированные акции против военной спецоперации РФ на территории Украины. Содержание этих постов в постановлении о возбуждении уголовного дела не раскрывается. Прокуратура в своем представлении говорит, что эти сообщения содержат лингвистические признаки «оправдания терроризма в форме публичного заявления о признании практик терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании» и «призывов к осуществлению террористической деятельности».
Андрей Бояршинов был задержан как фигурант другого уголовного дела — по ч. 1.1 ст. 212 УК РФ (склонение, вербовка или иное вовлечение лица в массовые беспорядки). Его возбудил отдел по особо важным делам управления Следственного комитета РФ (СКР) по республике 14 марта из-за поста в Telegram-чате «Протестный чат. Казань», где неустановленное лицо 3 марта «опубликовало сообщение, содержащее призывы к оказанию вооруженного сопротивления представителям власти». По этому делу 17 марта обыски прошли минимум у 10 человек, в том числе у студентов, преподавателя, членов «Яблока» и Либертарианской партии. Андрей Бояршинов был допрошен как подозреваемый. Адвокат Рим Сабиров сообщил „Ъ“, что причастность господина Бояршинова к этому делу не подтвердилась. Однако затем господином Бояршиновым заинтересовалась ФСБ.
19 марта Вахитовский райсуд Казани поместил Андрея Бояршинова под домашний арест, хотя ФСБ и прокуратура просили поместить активиста под стражу. Суд посчитал, что следствие не представило доказательства того, что господин Бояршинов может скрыться или продолжать преступную деятельность. Свою вину казанский активист не признал.
В апелляционном представлении прокуратура настаивает, что Андрей Бояршинов «обвиняется в совершении тяжкого преступления» и «неоднократно привлекался к административной ответственности за организацию и участие в акциях протеста против государственной власти». В частности, речь идет о несогласованных акциях, которые организовывал казанский штаб Алексея Навального (организация запрещена судом и признана экстремистской). Прокуратура напоминает, что активиста неоднократно наказывали, в том числе в виде административного ареста, однако он «должных выводов для себя не сделал». Также прокуратура заявляет, что обвиняемый «трудовой деятельностью не занимается» (ранее глава «Агоры» Павел Чиков указывал, что Андрей Бояршинов — кандидат биологических наук, работал в Казанском федеральном университете). Но в апелляционном представлении надзорного органа говорится, что активист «скроется от органов следствия и суда, не имея источника дохода, продолжит заниматься преступной деятельностью».
Дата рассмотрения апелляционного представления Верховным судом республики пока не назначена. Он лишь уведомил обвиняемого, что тот может направить свои возражения.