Своевременный креатив без берегов
Новая часовая марка на российском рынке: и сейчас такое бывает
В Москве состоялась презентация часовой марки Bakkoura. За ней стоят Доминик Рено, женевская фабрика Regence Production и живущий в России предприниматель и дизайнер Жак Баккура. Именно последнее обстоятельство внушает определенный оптимизм.
За двадцать с лишним лет увлечения и освещения часового искусства автор повидал несколько десятков новоявленных марок, которых по политкорректным причинам называют independent. Они плодились в «сытые» годы, когда рынок роскоши стремительно расширялся, и сдувались в кризисы, так как в сложные времена клиенты предпочитают проверенные — читай, брендированные — ценности. Обычно в основе всякого проекта лежало одно-единственное техническое или эстетические новшество — нетрадиционный способ индикации времени или революционный материал корпуса, на некоторое (впрочем, весьма ограниченное) время завораживающее прессу и узкий круг энтузиастов. К огорчению инициаторов проектов, журналисты и энтузиасты — плохие покупатели, и очередная потенциальная звезда закатывалась столь же стремительно, как и всходила. Подытоживая, можно сказать, что большинство новых марок сгубили дефицит идей, недооценка консерватизма покупателей, завышенные цены, неготовность инвесторов к длительным убыткам и, чего уж греха таить, дурной менеджмент.
Это длинное предисловие необходимо для плавного перехода к предмету рассказа — часовой марке Bakkoura, которая, на мой оценочный взгляд, тоже не в полной мере избавлена от вышеперечисленных «родовых травм» новичков часового цеха. Оптимизм внушают отдельные обстоятельства, на них и остановимся.
Bakkoura названа по имени Жака Баккуры — работающего в России около 30 лет предпринимателя сирийского происхождения. Его имя знакомо местным хронофанатам по мультибрендовому бутику Rich Time, открытому господином Баккурой в Москве в середине прошлого десятилетия. Ему удалось получить эксклюзивные права на продажу в России швейцарских марок преимущественно высшего ценового диапазона: Franc Vila, Louis Moinet, HYT, Carl F. Bucherer, H.Moser & Cie, MCT, а также выпустить с ними ряд лимитированных серий для российского рынка. Ныне проект Rich Time существует без Жака, а он занялся маркой «имени себя».
Производственная база Bakkoura — расположенное под Женевой предприятие Regence Production, основанное Жоржем Леже в 1982 году. Это один из неизвестных широкой публике бесчисленных «призраков», обеспечивающих существование швейцарской часовой индустрии. На фабрике, оснащенной парком современных металлообрабатывающих центров, выпускается широкий ассортимент компонентов для таких компаний, как Franc Vila, Graff, Franck Muller. Сам я там не бывал, но источники подтверждают, что производство большое и современное.
Консультантом Bakkoura стал легендарный в часовых кругах Доминик Рено — сооснователь ателье Renault & Papi, ныне принадлежащего Audemars Piguet. Основанное в 1986 году ателье создает самые сложные механизмы не только для Audemars Piguet и Richard Mille (это не особо скрывается), но и еще для ряда марок высшей лиги. Доминик Рено покинул компанию, которая до сих пор носит его имя, около десяти лет назад и с тех пор периодически сотрудничает с отдельными марками, одной из которых стала Bakkoura.
Итак, «титры» нового проекта выглядят следующим образом: идеолог, дизайнер (и, догадываемся, инвестор) — Жак Баккура, технический консультант и разработчик усложнений — Доминик Рено, а Regence Production воплощает проекты в металле.
Представленная на московской презентации в принадлежащем господину Баккуре бутике Badreya на втором этаже торгово-офисного центра «Никольская плаза» первая коллекция Bakkoura производит впечатление своей разнообразностью. Над узнаваемым фирменным стилем еще предстоит работать и работать (и это одна из причин авторского скепсиса по поводу новичка), но некоторые заявки уже сделаны. Большинство мужских часов оснащены турбийонами, при этом их цена не превышает 50 тыс. франков, что для «короля усложнений» демократично. В качестве фирменного материала для корпусов избран сплав на основе серебра, не подверженный окислению. Компоновка (периферический ротор автоподзавода) и отделка механизмов при первом знакомстве никаких сомнений в профессионализме создателей не вызывает, свидетельствую по личному опыту. В коллекции — очевидно, для доказательства часовых компетенций — есть и минутный репетир, корпус которого сделан из хорошо проводящего звук титана. Несколько особняком стоит модель Dictator — лишенный турбийона скелетонированный двухстрелочник (без секундной стрелки) с индикатором запаса хода в бочкообразном титановом корпусе с широким применением сапфирового стекла, из которого выполнены даже боковины. В женских моделях использованы анимированные элементы (стилизованные эмодзи) и даже простейшие автоматоны (подмигивающий глаз в модели La Blonde).
Помимо дизайнерских господин Баккура определенно имеет маркетологические таланты. Для первой коллекции изобретены надписи All Swiss (подчеркивает швейцарское происхождение компонентов, хотя и отличается от законодательно закрепленного наименования Swiss Made) и No More (единственный экземпляр вместо общепринятого Piece Unique). Это терминология, но вот и консумеристская конкретика: марка обещает обратный выкуп своих часов в течение года за 60% их первоначальной стоимости (разумеется, при условии отсутствия серьезных повреждений). Реально беспрецедентный ход, учитывая, что современные потребители явно не горят желанием передать свои часы «следующему поколению», как говорится в широко известной рекламе самой известной женевской мануфактуры.
В общем, учитывая естественную ориентацию марки на российский рынок и текущую геополитическую ситуацию, у творческих наследников Филиппа Киркорова в отечественном шоу-бизнесе точно появился новый часовой фаворит. Яркий, креативный, наш. И более доступный, чем у «короля эстрады». Что для успеха нишевого проекта, поверьте, совсем неплохо.
Юрий Хнычкин