ГАЗанули с ценами
Производители спецтехники недовольны резким удорожанием шасси
Нижегородские производители спецтехники заявили о резком росте цен на базовые шасси ГАЗа, которыми они оборудуют автомобили разного назначения. По их данным, стоимость шасси за последний месяц выросла на 70%. Клиенты отказываются покупать спецавтомобили по новым, более высоким ценам, тем более в рамках госзаказа. Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин считает, что в условиях чрезвычайного регулирования в экономике это недопустимо. В группе ГАЗ говорят, что предприятие не имеет отношения к резкому росту цен на шасси, отмечая, что даже в пиковые моменты цена на их продукцию не увеличилась более чем на 50%.
Резкое повышение цен на базовые шасси автомобилей ГАЗ ставит под угрозу исполнение муниципальных контрактов на производство автоспецтехники. Об этом на встрече предпринимателей с губернатором Глебом Никитиным рассказала директор ООО «Спектр Авто» Олеся Сухорукова. Ее компания заключила два муниципальных контракта с заказчиками из Омской и Ростовской областей, обязавшись изготовить пожарную технику и автомастерскую.
«После того, как мы начали поиск шасси в дилерской сети Горьковского автозавода, выяснилось, что цена на них выросла на 70%.
Мы связались с нашими заказчиками и предоставили им новые ценовые предложения ГАЗа, предложив увеличить стоимость контракта, так как федеральное законодательство сейчас разрешает это делать. Нам ответили отказом покупать технику по новым ценам»,– рассказала Олеся Сухорукова. Ее поддержал министр культуры области Олег Беркович, подтвердив удорожание. По его словам, в рамках нацпроекта «Культура» также запланировано производство спецавтомобилей на базе техники ГАЗ. Однако цены на шасси взлетели, на складах их нет, и приходится работать только под заказ.
«С какого перепуга вдруг так выросли цены? Мы сейчас находимся в периоде чрезвычайного регулирования. Это раньше мы могли сказать, что у нас нет возможности регулировать ценообразование у частной организации. Сейчас мы должны абсолютно для всех производителей по всей цепочке запретить необоснованное повышение цен. Понятно, что там может быть импортная составляющая, изменился валютный курс, могут быть изменения в логистике. Ну, 20–25% удорожания… Но для повышения на 70% нет никаких оснований, это недопустимо. Если наш производитель будет так себя вести, будем искать другого, например КАМаЗ», – заявил губернатор. Он пообещал связаться с властями Омской и Ростовской областей, чтобы урегулировать вопрос с повышением цены заказа автоспецтехники. «Но не на 70%, мне просто стыдно будет за нашего производителя. Должен быть здравый смысл и обоснованная экономическая политика»,– добавил Глеб Никитин.
В пресс-службе группы ГАЗ на запрос «Ъ-Приволжье» сообщили, что у них нет прямых контрактов с производителями автоспецтехники. Около двух лет назад компания перешла на выпуск наиболее востребованных моделей спецтехники собственными силами.
«Очевидно, производители брали эти шасси в рынке, где цена формируется, в частности, исходя из изменившихся экономических условий функционирования товаропроводящей сети»,– сообщили в группе ГАЗ.
Автозавод испытывает нехватку ряда комплектующих и работает в условиях запредельного повышения стоимости компонентов и материалов. При этом ухудшаются финансовые условия расчетов с поставщиками, дорожают кредитные ресурсы, усложняются логистические цепочки поставок. Поэтому ГАЗ пытается срочно перейти на российских поставщиков комплектующих. «В этих условиях ценообразование формируется и меняется постоянно в ручном режиме. Но цена на отгружаемые ГАЗом модели даже в пиковые моменты не росла более чем на 50%. В рынке цены могут варьироваться независимо от производителя исходя из доступности той или иной модификации»,– пояснили в пресс-службе группы.
Гендиректор ООО СТ «Нижегородец» (производитель спецтехники) Владимир Гойхман подтвердил «Ъ-Приволжье», что цены на шасси у дилеров выросли на 70%. «Такой рост цен непонятен и оказался полной неожиданностью. Можно было ожидать повышение цен на 30%, может быть даже на 40%. Возможно, такое сильное подорожание базовых шасси стало некоей заградительной мерой, которую ГАЗ предпринял, чтобы сбить на них спрос во времена большого дефицита. На рынке сейчас действительно наблюдается нехватка базовой техники, и ГАЗ не исключение. Они сильно зависят от импортных компонентов в своем производстве, а отсутствие малейшего чипа не дает возможность выпустить автомобиль»,– предположил господин Гойхман. Еще один собеседник на условиях анонимности добавил, что резкое повышение цен на базовые шасси может быть вынужденным шагом со стороны дилеров, которые понимают, что в ближайшие несколько месяцев новых автомобилей от автозаводов они не получат. «У автодилеров есть только та техника, которую им успели поставить до ситуации с санкциями. Вместе с тем есть обязательства по кредитам, зарплате, обязательные коммунальные расходы, затраты на работу компании. Через несколько месяцев денег на это может уже не быть. Поэтому, завышая сейчас цены на продукцию, они пытаются создать некую финансовую подушку, чтобы во втором полугодии хоть как-то выжить»,– считает предприниматель.